Volkswagen Golf R и GTI: тонкая красная линия

Такого количества безработных немцев мне не приходилось видеть никогда. Ну что, скажите, тянет такое количество народу в будний день в австрийский городок из года в год? Ответ прост: Woerthersee GTI — праздник фанатов скорости, тюнинга и классики. На него мы отправились за рулем Golf R и GTI, чтобы понять заодно, что еще разнит эти горячие хэтчи, кроме тонкой красной линии на радиаторной решетке.

Собрались на три буквы

В этому году фестиваль проводился в австрийском местечке Райфниц, что на озере Вёртерзее, уже в 33-й раз. За четыре последних дня мая сюда съехалось около 150 тыс. посетителей, преимущественно австрийцев и немцев. Позже стало понятно, отчего их работодателям наплевать на отсутствие сотрудников в офисах — немцы отмечали в эти дни Вознесение Иисуса Христа, что давало право на заслуженные каникулы. Слетались в Австрию фанаты преимущественно, в основном, на Volkswagen Golf GTI всех поколений. Такой порядок вещей стал было традицией, пока в какой-то момент принять участие в этом празднике не захотели поклонники других марок группы.

От обычных клубных слетов этот известный на всю Европу фестиваль отличается продуманной организацией. Посетители могут ознакомиться с выставленными тут и там автомобилями, обойти стенды автомарок, тюнинговщиков и производителей всяких комплектующих, а также принять участие в различных активностях. Например, в зоне производителя дисков BBS устроили настоящее «пиротехническое» шоу: автомобиль с заблокированными передними колесами буксовал на резиновом покрытии до тех пор, пока его шины не взрывались на глазах у изумленной публики.

Те из участников, что готовятся к шоу осознанно, стали конкурсантами проекта Show&Shine — его экспертное жюри из числа тюнинговщиков определяет лучшее среди представленных на суд кастомное авто. Посмотреть и в этом году было на что.

Площадка фестиваля стала также местом нескольких премьер от входящих в группу Volkswagen марок. Так, материнский бренд представил сразу три концепта: от 380-сильного хэтчбека Golf GTI Wolfsburg Edition, созданного дюжиной студентов-стажеров, до 320-сильного универсала Golf Variant Youngster 5000, чьей подвеской можно управлять с iPhone, и полномасштабной модели 500-сильного полноприводного GTI Roadster Vision, который в середине июня дебютирует в автосимуляторе Gran Turismo 6. Кстати, аналогичной идеей – полностью открытым автомобилем — загорелись и в SEAT: испанцы привезли в Австрию Ibiza Cupster. А чехов из Skoda потянуло в автоспорт — на их стенде состоялась мировая премьера концепта без пяти минут раллийного Yeti Xtreme.

Полноценный рассказ об этом мероприятии появится в нашем видеоразделе в ближайшее время, а пока скажу, что в Австрию меня лично манил не столько праздник фанатов, сколько возможность попробовать в деле новые Golf R и GTI.

Volkswagen Golf GTI Performance: спортивные будни

Это не опечатка. В названии горячей пятидверки фигурирует приставка Performance, за которую с вас попросят дополнительные 1150 евро (в России эта версия Golf, к сожалению, не представлена). Едва ли речь тут идет об очередной уловке маркетологов. От обычного GTI эта отличается внешне литерами GTI на тормозных суппортах. Технически же мы имеем большее количество «лошадей» под капотом (230 вместо 220) и чуть лучшие динамические характеристики (время на упражнение 80-120 км/ч, правда, осталось неизменным).

Куда любопытней наличие у GTI Performance специально разработанной для нее и для Golf R регулируемой блокировки дифференциала передней оси. Ее фрикционы смыкаются под действием электронно-управляемого насоса, создающего необходимое давление. Так что на выходе из виража тягой нагружается внешнее колесо, имеющее лучшее сцепление (на него может передаваться до 100% момента), что позволяет эффективнее вправлять машину в траекторию.

Впрочем, ускорение — не единственный конек этого Golf. Он получил вентилируемые тормозные диски увеличенного диаметра на всех колесах (у GTI такие лишь спереди), поэтому может не менее эффективно замедляться. Единственный нюанс (и тут обе протестированные версии идентичны) — педаль тормоза расположена заметно выше педали газа, отчего осаживаешь автомобиль резче, чем планировал. За три дня теста мои спутники так и не перестали клевать носом при очередном замедлении.

GTI занижен по сравнению со стандартным Golf на 15 мм, но, выбрав Comfort среди трех режимов движения, можно рассчитывать на вполне снисходительное отношение к пятой точке. Вообще же, такое многообразие алгоритмов работы многочисленных систем — от рулевого усилителя до переключений передач коробки DSG — мне лично представляется избыточным. Разницы между Comfort и Normal практически не чувствуется, а Sport вполне можно было «слить» с персональным режимом, в котором системы регулируются вручную.

Дополнительного комфорта добавляют и удобные сиденья, которые не только ассистируют в поворотах выраженной боковой поддержкой, но и располагают к длительным вояжам. Кресла, к слову, как и у первого GTI, отделаны материалом с клетчатым рисунком, который в духе времени комбинирует с кожей и замшей.

Volkswagen Golf R: трек-дни

Подразделение Volkswagen R было образовано не так давно — в марте 2010 года. Но назвать новичками получающих здесь свои евро сотрудников язык не поворачивается. Дело в том, что R-подразделение преобразовалось из Volkswagen Individual. Помните, это они создавали эксклюзивные «Туареги» и «Фаэтоны»?

Впрочем, это все лирика. Практиков милости просим поближе к новичку. Красных линий тут уже поменьше, а о мощи внешне свидетельствуют сдвоенные патрубки выхлопной системы. Забегая вперед, отмечу, что на ходу в спортивном и трековом режиме (этот режим был специально разработан для «эрки», позволяя отключать ABS полностью) специальные клапаны заставляют звучать рядную «четверку», как V8.

В салоне еще больше спорта: отделка комбинированная, но никакой синтетики уже нет — только кожа и замша. А обшивка панелей изобилует вставками под карбон. Садимся за руль и видим литеру R на нижней его спице, а спидометр размечен уже до 320 км/ч (у GTI — лишь до 280 км/ч). Впрочем, не спешите обнадеживаться: «электронный ошейник» тут также чутко ограничивает максимальный разбег на 250 км/ч.

Двигатель EA888 под капотом у «эрки» тот же, что и у GTI. Однако за счет целой программы доработок — от переосмысленной головки блока цилиндров до системы двойного впрыска топлива — он выдает уже 300 л.с.! Понятное дело, что направлять все эту дурь на одну лишь переднюю ось было бы кощунством, поэтому Golf R в свое время обзавелся полным приводом с муфтой Haldex. Заявляется, что в новом ее поколении было сокращено время отклика на проскальзывание колес. Но на сухом асфальте австрийских дорог проверить это негде, так что просто поверим производителю на слово. По паспортным данным, «эрка» тягается на равных с полноприводным Porsche 911 Carrera 4 в упражнении 0-100 км/ч —— у обоих визави на него уйдет всего 4,9 с. При этом в случае с Golf вы получаете куда более практичное авто, способное перевезти пятерых спутников, прихватив в дорогу их багаж. Тут есть над чем задуматься.

Подвеска у Golf R занижена еще на 5 мм. Прибавьте сюда более жесткие настройки подвески, и вы поймете, что на каждый день для неженок такая модель не подойдет. Еще одна неприятная новость кроется в настройках рулевого усилителя. Видите ли, Golf R, как и GTI, использует изменяемое передаточное соотношение при повороте баранки. То есть от упора до упора вам придется совершить лишь 2,1 оборота (в стандартном Golf — 2,75 оборота). Реализовано это за счет зубчатой рейки с переменным шагом и электродвигателя повышенной мощности. Так вот, в нормальном и комфортном режиме в околонулевом положении электромотор, по ощущениям, то и дело «засыпает», что приводит к слегка нервным подруливаниям. Сидели за рулем компьютерного гоночного симулятора? Тогда поймете, о чем я. Впрочем, стоит переключиться в спортивный режим движения, и усилитель всегда наготове.

При этом немцы, очевидно, побоялись, что управление Golf R может взять на себя подружка подвыпившего бойфренда — владельца авто, поэтому в нормальном режиме педаль газа сделали настолько ватной, что при трогании машину буквально приходится упрашивать отправиться в путь. Что постепенно досаждает в пробках.

И у GTI, и у Golf R в списке опций значится перекочевавший в гольф-класс из премиума адаптивный круиз-контроль. Помимо прочего он отображает на дисплее приборки рекомендации держаться подальше от впереди идущей машины, чтобы избежать столкновения в случае экстренного торможения.

Резюме

Если выбирать автомобиль на каждый день, то, пожалуй, предпочтительнее выглядит GTI. Начнем с того, что он намного дешевле (в базе обычная 220-версия с «механикой» обойдется от 1 284 000 руб.), а его потенциала за глаза хватит для дорог общего пользования. Golf R же для тех, кому просто быть первым уже недостаточно — ему нужно быть первым всегда. На дороге и на треке, зимой и летом. Взамен будущий владелец «эрки» должен смириться с некоторыми неудобствами в процессе эксплуатации. Что ж, искусство требует жертв.

Характеристики Volkswagen Golf GTI Performance Volkswagen Golf R
Длина/ширина/высота, мм 4268 (+55)/1799 (+13)/1442 (-27)
Двигатель R4, бензиновый, турбированный
Объем двигателя, куб. см 1984
Мощность двигателя, л.с. при об/мин. 230 (+20)* при 4700–6200 300 (+30) при 5500-6200
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин. 350 (+70) при 1500–4500 380 (+30) при 1800-5500
Трансмиссия 6DSG
Тип привода передний полный
Максимальная скорость, км/ч 250
Разгон до 100 км/ч 6,4 4,9
Снаряженный вес, кг 1351 1382
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 6,0 (-1,3) 6,9 (-1,5)
Цена, руб. н/д от 1 754 000

*В скобках указана (где доступна) динамика показателя по сравнению с предшественником

Кто на новеньких?

Подпишитесь на «За рулем» в