За-ря-жай!

ЗА-РЯ-ЖАЙ!

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ЗА-РЯ-ЖАЙ!

На нашем тесте — автоматические зарядные устройства.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Если вы помногу мотаетесь на своей «старушке» по городу, особенно холодной зимой, то каждый раз к вечеру аккумулятор будет немного «подсаживаться», а через неделю-другую и вовсе откажется крутить холодный стартер... Чтобы этого не произошло, батарею нужно периодически подзаряжать.

Знатоки «аккумуляторного» дела автоматикой практически не пользуются — они самостоятельно устанавливают нужный ток заряда, контролируют плотность электролита и его температуру, следят за напряжением на клеммах батареи. Обыкновенному владельцу подобные премудрости неведомы — ему бы «просто зарядить» подсевший аккумулятор, не вдаваясь в физику процесса. Поэтому из многообразия зарядных устройств он-то наверняка выберет «автомат» — пусть, мол, электроника соображает. Попробуем оценить, насколько хорошо она с этим справляется.

«Портреты» трех участников экспертизы и краткие анкетные данные приведены в таблице. Первые впечатления таковы: минчанин — самый «дубовый», тот, что кичится японскими корнями — самый красивый, петербуржец — самый компактный. Отметим, что белорус и россиянин снабжены подробными инструкциями с указаниями технических характеристик.

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ

Используют несколько основных способов заряда аккумуляторных батарей — при постоянном токе, при постоянном напряжении, заряд ступенчатым током и комбинированный заряд (см. рис.). Средняя величина тока при правильно выбранном значении напряжения численно должна составлять примерно 0,1 от емкости батареи — для аккумулятора на 55 А.ч это около 5,5 А. Зарядка считается завершенной, когда плотность электролита достигает определенной величины — см. табл. В обслуживаемых батареях косвенным признаком окончания зарядки считается обильное газовыделение («кипение» электролита). Заметим, что напряжение на клеммах аккумулятора при этом может достигать 15,5–16 В. После отключения зарядного устройства это напряжение падает на несколько вольт.

Первое задание было несложным — подзарядить аккумулятор 6СТ-55А1, плотность электролита в котором составляла 1,23 г/смз, а напряжение на клеммах — 12,5 В. (Батареи ставились на подзаряд после заливки электролита плотностью 1,27 г/смз и часовой пропитки.) Подобная работа на профессиональном оборудовании при зарядке постоянным током 5,5 А занимает примерно 4 часа.

С первых же минут стало ясно, что уход в профессионалы нашим участникам не грозит — ожидаемый средний ток они выдать не смогли. «Минчанин» начал работу с рубежа 4,5 А, но уже через час опустился на отметку 3,3 А. «Петербуржец» стартовал еще скромнее — с 2,3 А, а через час «снизился» до 1,8 А. «Супер» оказался вовсе рахитом — начальный ток 1,85 А через час упал до 1,5 А. Что ж, если даже стартовые токи такие низкие, то откуда взяться солидному среднему току? Недаром инструкция к «Сонару» рекомендует при зарядке мощных батарей подключать несколько зарядных устройств параллельно...

Понятно, что при таких темпах зарядка растянется на несколько суток. Особенно огорчил красавец «Компус», но, может быть, ему просто не понравилась российская батарея? Повторяем эксперимент с «подсевшими» батареями «Баннер» и «Чемпион» — нет, больше 2 А не выжать. Недалеко убежал и питерский «Сонар» — даже в полностью разряженную батарею «Варта» он подал ток всего 3,5 А, причем уже через полчаса уменьшил его втрое. Еще через некоторое время прибор неожиданно потерял к батарее всякий интерес и отключился...

После подобных неудач перспективу получить зачет по итогам стажировки сохранил только «минчанин» — его солидные габариты и неплохой начальный ток внушали некоторый оптимизм. Однако для этого предстояло сделать «невозможное» — зарядить глубоко разряженную батарею А41670 «Америкен» (плотность — ниже 1,1 г/смз, напряжение — 10,7 В). О времени речь уже не шла — ждали только результата. Через 12 часов, достигнув плотности 1,225 г/смз, «белорус» посчитал задачу выполненной и прекратил зарядку. Заряженность батареи составила 70–75%. Ладно, сойдет — заработал «удовлетворительно».

Подводим неутешительные итоги. Слабенькие «автоматы» типа «Сонар» и «Компус Супер» больше напоминают игрушки, нежели серьезные приборы. Сильно разряженные аккумуляторы им не по зубам — нужна посильная помощь «белоруса». А проще всего не мучиться и отнести севшую батарею в мастерскую — быстро и недорого.

Редакция благодарит аккумуляторную лабораторию при НИИАЭ за помощь

в подготовке статьи.

Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-4,5ХЛ3.1. Изготовитель — минский электротехнический завод им. В. И. Козлова

Зарядное устройство для аккумулятора COMPUS SUPER 4 А. Артикул 945–912. Разработчик — Япония.

Изготовитель — фирма «Прайм Электрик»

Устройство зарядное СОНАР УЗ 2.201. Изготовитель — ТОО «Деметра», Санкт-Петербург

Различные способы заряда аккумуляторных батарей: а — при постоянном токе; б — при постоянном напряжении; в — ступенчатым током; г — комбинированный заряд.

Наш совет

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ — рекомендация профессиональных «аккумуляторщиков». Приобретая новый, заправленный электролитом аккумулятор, не стесняйтесь проверять его по всем статьям. Первым делом сдерите с него защитную упаковочную пленку, какой бы красивой она ни была, и убедитесь, что корпус не поврежден — такое случается довольно часто. Затем попросите продавца измерить плотность электролита — она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/смз, что соответствует примерно 80-процентной заряженности батареи. Последнюю проверку следует провести с нагрузочной вилкой — ее вольтметр должен показать 12,5–12,9 В при отключенной нагрузке, а при включенной — не опускаться в течение 10 секунд ниже 11 В. Такую батарею можно смело ставить под капот, позабыв на длительное время про зарядные устройства... Счастливого пути!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые