Почему утилизация автохлама не избавит авторынок от кризиса

Первая программа утилизации автохлама, запущенная в России в начале 2010 года, стала спасением для российского авторынка, который из-за финансового кризиса обвалился почти вдвое. На фоне падения продаж новых автомобилей в текущем году российские власти вновь решили прибегнуть к этой мере. Но, похоже, напрасно. Утилизационных сертификатов выделено не так много, а участников программы стало больше, поэтому воспользоваться «экопремией» смогут далеко не все желающие. «За рулем.РФ» разбирался в утилизации по-русски.

Всеобщая утилизация

Продажи автомобилей в России падают с нарастающей скоростью второй год подряд, в связи с чем продавцы машин неоднократно обращались к правительству поддержать спрос с помощью субсидирования автокредитов или программы утилизации старых машин. И вот их просьбы были, наконец, услышаны: после того как падение российского авторынка перевалило за 20%, власти решили прибегнуть к проверенному способу стимулирования продаж, известному как «Деньги за автохлам». Правда, средств на поддержку авторынка в бюджете предусмотрено не было, поэтому Минпромторг пообещал автопроизводителям выплатить субсидии в конце года, поделив между ними 10-миллиардный бюджет госпрограммы и обговорив общие условия предоставления скидок потребителям. В ожидании компенсации автопроизводители начали предоставлять скидки за счет собственных ресурсов. Программа утилизации автохлама и trade-in рассчитана до конца нынешнего года, и за это время по ней планируется реализовать в общей сложности 170 тыс. автомобилей.

В отличие от аналогичных программ, действовавших в России в 2010-2011 годах, на этот раз утилизация распространяется не только на легковые и легкие коммерческие автомобили, но и на автобусы с грузовиками. Кроме того, помимо сдачи старого автомобиля в утиль скидку от государства на новую машину можно получить и по схеме trade-in. Так, для легковых автомобилей она составляет 50 тыс. руб. по утилизационному сертификату и 40 тысяч – по trade-in. Максимальная же скидка предоставляется покупателям грузовиков и автобусов – 350 тыс. и 300 тыс. руб. соответственно. До 350 тысяч можно сэкономить при покупке внедорожников, легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков. Стоит также отметить, что принять участие в программе «Деньги за автохлам» теперь могут как физические, так и юридические лица.

За Lada Granta – очереди

Одним из первых запустил утилизационную программу АВТОВАЗ, чьи продажи к тому моменту рухнули на 18% с начала года. Результат не заставил себя ждать – владельцы старых автомобилей, которые не жалко сдать в утиль за скидку в 50 тыс. руб., сразу же потянулись в автосалоны Lada. Только за первую неделю в рамках программы утилизации было собрано около 5 тыс. предварительных заказов на покупку новых Lada, что почти вдвое больше по сравнению с предыдущим месяцем. Приток покупателей постоянно нарастал, и в конце сентября дилеры АВТОВАЗа установили рекорд, за один день (!) выдав около 2,2 тыс. автомобилей по утилизационным сертификатам. Всего за первый месяц действия программы утилизации по ней было продано около 14,3 тыс. автомобилей Lada, еще более 1,1 тыс. машин реализовано по схеме trade-in. В целом, программа «Деньги за автохлам» обеспечила более 40% сентябрьских продаж АВТОВАЗа, и по сравнению с августом реализация Lada выросла на 38%.

Между тем желающих обменять старые Lada на новые становилось все больше – за первую половину октября вазовские дилеры продали по утилизационным сертификатам 10 тыс. машин, а также 1,8 тыс. авто – по trade-in. В результате к 20 октября АВТОВАЗ реализовал по утилизации более 40 тыс. автомобилей Lada, тем самым выбрав свою квоту в рамках бюджета программы. В связи с этим производитель вынужден был досрочно прекратить прием заявок, продолжая обеспечивать уже собранные заказы – оставшиеся автомобили будут переданы клиентам по мере получения машин с конвейера. Как отметили на АВТОВАЗе, продажи по программе утилизации превзошли все ожидания – менее чем за два месяца количество желающих приобрести автомобили Lada по «экобонусам» превысило 70 тыс. человек. Кстати, самой популярной моделью среди владельцев утилизационных сертификатов стала бюджетная Lada Granta – на нее пришлось более половины всех продаж АВТОВАЗа по этой программе и даже образовались очереди.

АВТОВАЗ традиционно является главным выгодополучателем от госпрограмм по поддержке авторынка – будь то льготные автокредиты или утилизация автохлама. Однако если ранее на Lada приходилось до 80% всех продаж по «экопремиям», то на этот раз – чуть более половины. По словам экспертов, это объясняется изменением условий программы «Деньги за автохлам» и расширением числа ее участников, а также падением спроса на автомобили Lada в целом. «В отличие от программы утилизации 2010-2011 годов, условия нынешней программы предусматривают квотирование утилизационных сертификатов между автопроизводителями, имеющими производство в России, то есть АВТОВАЗ не получил 80% сертификатов, – констатирует директор отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко. – К тому же выбор иномарок, доступных по программе, стал гораздо шире. Стоит также отметить, что доля бренда Lada на рынке новых автомобилей значительно сократилась. Если в 2010 году она составляла 27%, то за девять месяцев этого года – всего 16%».

В числе первых включился в программу обновления автопарка и Ульяновский автозавод, продажи которого упали было на 20% с начала года. Автомобили UAZ – одни из самых продаваемых по этой программе, хотя по сравнению с АВТОВАЗом показатели реализации УАЗа скромнее почти в 8 раз. Как заявил гендиректор «Соллерс» Вадим Швецов, по программе обновления автопарка планируется реализовать не менее 17 тыс. автомобилей, что позволит в 1,5 раза увеличить объемы продаж автомобилей UAZ по сравнению с третьим кварталом и обеспечить полную производственную загрузку конвейера до конца года.

Скидки на иномарки

Среди иномарок наибольшим спросом у владельцев утилизационных сертификатов пользуются автомобили Volkswagen, Kia, Nissan, Renault и Ford. «По состоянию на 24 октября в рамках программ Kia по утилизации и trade-in в общей сложности реализовано около 5 тыс. автомобилей, что составляет до 10% продаж Kia. Это хорошая поддержка, учитывая кризисную ситуацию на рынке в этом году», – констатируют в пресс-службе «КИА Моторс Рус».

По данным Nissan на 22 октября, реализовано и законктрактовано более 3 тыс. автомобилей Nissan и более тысячи Datsun. Как отмечает PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский, особый прирост спроса наблюдается в нижних ценовых сегментах, что внушает оптимизм и очевидно стимулирует производство. «Как и в целом по рынку, наиболее востребованы модели в более низком ценовом сегменте – это Datsun, Nissan Almera и Terrano. Но интерес и к среднему ценовому сегменту постоянно растет – Nissan X-Trail и Teana показывают устойчивый рост», – добавляет он.

В компании Ford Sollers, реализовавшей за тот же период более 3 тыс. автомобилей по утилизационным сертификатам и через trade-in, отмечают, что благодаря программе продажи автомобилей Ford в сентябре продемонстрировали лучшую динамику за последние шесть месяцев, а рыночная доля марки увеличилась на 30%. Наибольшей популярностью среди участников программы пользуется кроссовер Kuga.

Компания Hyundai, которая в отличие от конкурентов предлагает по программе обновления автопарка только одну модель, реализовала по ней около 2 тыс. Solaris. «Безусловно, программа оказывает положительное влияние на спрос, и уже сейчас, по итогам работы в октябре, мы можем наблюдать положительную динамику продаж. В итоге мы планируем реализовать более 5 тыс. автомобилей в рамках программы утилизации, которая продлится до начала декабря», – говорит PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.

GM-АВТОВАЗ, запустивший программу утилизации и trade-in лишь с 1 октября, за три недели продал по ней почти 650 внедорожников Chevrolet Niva. «Ожидаемый эффект от программы – около 25-30% от общего объема продаж. К сожалению, это не означает существенного увеличения реализации. Программа, скорее, направлена на компенсацию потерь автопроизводителей и замедление падения продаж, которое затронуло всех», – говорят в пресс-службе GM-АВТОВАЗ.

Стоит отметить, что впервые в госпрограмме поддержки авторынка смог принять китайский автопроизводитель – Lifan. Как рассказал директор по маркетингу «Лифан Моторс Рус» Александр Штода, в рамках программы утилизации компания реализует в среднем 10% своих автомобилей, а наибольшим спросом пользуется кроссовер Lifan X60.

В утиль или в trade-in?

Если среди покупателей машин из масс-маркета наиболее востребована программа утилизации, то более дорогие автомобили продаются преимущественно по схеме trade-in. Так, в рамках программы обновления автопарка через trade-in АВТОВАЗ реализует менее 10% своих машин. «Покупатели Lada по программе утилизации – это, как правило, владельцы подержанных и очень сильно подержанных автомобилей, имеющих низкую остаточную стоимость (часто даже ниже 50 тыс. руб.), что делает их неинтересными для trade-in», – поясняет Алексей Терещенко.

Среди покупателей Chevrolet Niva схема утилизации также наиболее популярна. «Во-первых, эта программа уже знакома потребителям, а во-вторых, на сегодняшний день в собственности россиян все еще находится большое количество старых автомобилей», – комментируют в пресс-службе GM-АВТОВАЗ.

А вот покупатели более дорогих иномарок чаще всего пользуются услугой trade-in. К примеру, 95% продаж Toyota Camry приходится на сделки по этой схеме и только 5% – по утилизационным сертификатам. «Это соответствует первоначальным ожиданиям компании, поскольку одной из задач программы «Тойота Мотор» является увеличение доли продаж Camry по trade-in от общих продаж модели в России», – отмечает старший специалист по связям с общественностью Toyota Евгения Тетерина.

Система trade-in более востребована также среди покупателей Kia – из 5 тыс. проданных по программе автомобилей на нее пришлось 4 тыс. машин. Эта схема в целом более удобна с точки зрения структуры автопарка, а также условий и регламентов. Кроме того, trade-in выбирают те, кто уже планировал покупку нового автомобиля, говорят в пресс-службе «КИА Моторс Рус».

По словам участников рынка, значительную долю продаж иномарок по программе утилизации обеспечивают мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург. Впрочем, подстегнут спрос и в регионах, где парк автомобилей наиболее старый. «Регионы показывают более высокие результаты по программе утилизации, – говорит Роман Скольский. – Это логично, поскольку в целом парк в регионах старше и для них предложение оказывается более актуальным и привлекательным». Утилизация более популярна в городах регионального значения с населением от 500 тыс. до 1,2 млн человек, добавляет Александр Штода. Программа утилизации Kia оказалась наиболее популярной в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Приволжском регионе (Казань, Самара, Тольятти). Такая востребованность объясняется большим объемом потенциального парка для утилизации и trade-in, говорят в «КИА Моторс Рус». По программе поддержки продаж Toyota Camry наибольшее количество сделок также приходится на Москву и Приволжский федеральный округ, согласно данным «Тойота Мотор».

Дайте еще

С учетом того, что автопроизводители присоединялись к программе обновления автопарка в течение месяца, она стала набирать обороты не сразу. За первые несколько недель по ней было реализовано около 1,5 тыс. автомобилей, однако уже к концу сентября темпы продаж по утилизационным сертификатам вышли на уровень 13 тыс. машин в неделю. В результате за сентябрь госпрограммой воспользовались 23 тыс. покупателей новых автомобилей, а по состоянию на 20 октября их было уже 70,3 тыс., причем только за последнюю неделю «экобонусами» воспользовались более 21 тыс. россиян. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, с учетом растущих темпов продаж основная цель программы – реализовать 170 тыс. автомобилей – будет выполнена раньше срока, установленного на конец года. Принимая во внимание успех программы, глава Минпромторга заявил о возможности ее продления в 2015 году.

Участники рынка единодушно поддерживают это намерение, отмечая, что в случае завершения утилизационной программы падение авторынка в начале 2015 года будет еще сильнее, чем прежде. «Поскольку эта мера уже оказала позитивное воздействие на рынок, полагаем, любая подобная инициатива будет полезна, так как кризисные явления на рынке будут иметь место и в следующем году», – считают в «КИА Моторс Рус». Как добавляют в Ford Sollers, кроме поддержки продаж программа способствует выбытию старых автомобилей и их замене на новые безопасные и экологически чистые транспортные средства. «Поэтому мы надеемся на ее продление и расширение», – заявляют в пресс-службе компании.

По мнению Алексея Терещенко, поддержку необходимо продлить на будущий год, иначе падение рынка будет очень глубоким. «Программа утилизации для государства целиком и полностью оправдана финансово, так как поддерживает платежеспособный спрос, автопроизводителей и дилеров, при этом возрастают налоговые поступления от всех участников цепочки», – говорит он. Действительно, потраченные на выплату компенсаций автопроизводителям 10 млрд руб. вернутся в бюджет в размере 15 млрд в виде налогов с проданных автомобилей, подсчитали в Минпромторге.

Структура продаж по программе обновления автопарка (данные Минпромторга)

Стоит отметить, что если в 2010 году, когда программа «Деньги за автохлам» была впервые запущена в России, авторынок показал 20-процентный рост уже на второй месяц ее действия, а по итогам года вырос на 30%, то в нынешней ситуации речь идет лишь о том, чтобы замедлить падение спроса. Так, в сентябре утилизационная программа обеспечила порядка 10% реализации легковых и легких коммерческих автомобилей в России, однако, по данным АЕБ, смогла лишь сдержать падение рынка с 23-26% в июле-августе до 20% в сентябре.

«Судя по текущей статистике продаж, становится очевидно, что пока немногие потребители готовы приобретать новый автомобиль. И есть большие сомнения в том, что программа утилизации может помочь в решении этой проблемы, – рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Все же ситуация сегодня совершенно другая, чем была во время действия предыдущих программ. Именно неуверенность в собственном будущем, уменьшение доходов, угроза дальнейшего углубления кризиса заставляют потребителей отказываться от покупки автомобилей, и программа утилизации может оказаться бессильна в сложившейся ситуации».

Как отмечает Алексей Терещенко, с запуском предыдущей программы утилизации в 2010 году совпало сразу несколько факторов – начался рост экономики после кризиса 2008 года, улучшились потребительские ожидания, расширялась гамма моделей иномарок российской сборки. «Программа утилизации подтолкнула восстановление рынка, оно началось раньше и пошло быстрее. Но рынок начал бы восстанавливаться и без нее, – говорит эксперт. – Сейчас ситуация другая – рынок в стадии падения, экономические ожидания крайне неблагоприятные. Более того, программа утилизации ограничена 170 тыс. сертификатов. Ее эффектом станет существенное замедление падения, но рост рынка не начнется».

Подпишитесь на «За рулем» в