Штрафы за превышение скорости на 10-20 км/ч: допустимая погрешность

В Госдуму поступило предложение вернуть в КоАП РФ штраф за превышение дозволенной скорости на 10–20 км/ч. Юрист Сергей Смирнов его поддерживает, а Вячеслав Субботин негодует.

Смирнов

Когда в сентябре 2013 года отменили 100‑рублевый штраф за превышение скорости на 10–20 км/ч, водители обрадовались. Дескать, теперь не будут наказывать невиновных. По мнению большинства, приборы, фиксирующие превышение скорости, грешили на те самые 10–20 км/ч. Да и небольшое отступление от установленного ограничения – это не повод для наказания, считают многие.

По данным ГИБДД, за восемь месяцев 2014 года водителям-нарушителям скоростного режима прилетело 29 млн «писем счастья». А в стране всего 50 млн автомобилей. Нарушителей – армия, и каждый боец несется с превышением минимум в 20 км/ч. Ужас!

Если кто забыл, штраф за минимальное превышение отменили, когда планировали ввести балльную систему. Тогда законодатели посчитали, что за столь небольшой грех не стóит наказывать рублем, хватит, мол, и штрафных баллов.

Балльная система наказаний почила, не родившись, а индульгенция на 20 км/ч осталась. В результате количество ДТП растет, а ГИБДД трубит тревогу: треть всех аварий случается по вине лихачей. Инспекторы видят первопричину именно в безнаказанном превышении установленного порога скорости. Я с ними согласен.

В Европе наказание за превышение более четкое. Какие 20 км/ч! Во Франции превысил хоть на километр – будь любезен, оплати квитанцию и получи штрафные очки. В Швеции за лишние 10 км/ч полагается 215 евро штрафа, а если превысить на 16–20 км/ч, то кошелек облегчится на 300 евро.

Но дело даже не в деньгах. Лишние 20 км/ч кому-то могут стоить жизни. Наскочил на пешехода при 40 км/ч – и вероятность его гибели достигает 50%, а при 80 км/ч у него вообще нет шансов выжить. Именно поэтому я уверен, что необходимо вернуть отсчет наказуемого превышения с 10 км/ч, а лучше даже с 5 км/ч. Кстати, у современных приборов фиксации скорости погрешность измерения составляет ± 1–2 км/ч.

Субботин

Сергей! Ты ссылаешься на статистику – дескать, число аварий выросло, во всем виновата скорость. Кого обманываешь? Не знаешь, как инспекторы составляют протоколы? Не справился с управлением – вот и весь вердикт. Почему не справился, что было за секунду до аварии? Проводить анализ гаишники никогда не хотели и не умели. Вот и отправляют одни и те же рапорты о скоростной несостоятельности граждан. Поэтому статистический довод отметаем.

Только вчера вернулся из Канады наш бывший коллега, журналист Анатолий Фомин. Он несколько лет водил автопоезда по дорогам Северной Америки. Его словам можно доверять: превышение порога на 20 км/ч (а то и больше) – норма для Канады и большинства Штатов. И никто там массово не гибнет под колесами Шевроле и Фордов. А раз так, то, может быть, причина высокой аварийности на наших дорогах в другом?

У меня есть ответ. Необходимо срочно повсюду монтировать разделительные барьеры между встречными полосами, обязать строителей возводить наземные или подземные переходы даже за городом, отделять обочины, а не вешать на людей бестолковые светоотражатели. Нужно обустраивать места ремонта дороги, а не выставлять поперек движения бетонные блоки. Наконец, следует заставить автовладельцев переходить зимой на шипованные шины. И принимать сведения от нас с вами об агрессивном вождении доморощенных рейсеров, об откровенных нарушителях правил. Всего-то!

Сейчас меня вполне устраивают эти плюс 20 км/ч. Хоть как-то, но едем. И будет очень печально, если эта законодательная инициатива пройдет, как обычно, без детального изучения проблемы и истинных причин аварийности.

Подпишитесь на «За рулем» в