Черный вторник: Центробанк оставил авторынок без штанов

Центробанк вчера поздно вечером принял решение, которое может загнать в окончательный тупик и без того стагнирующий авторынок. Ключевая кредитная ставка, по которой предоставляются кредиты коммерческим банкам в долг на неделю, взметнулась сразу на несколько процентных пунктов и составила с сегодняшнего дня 17%. Похоже, для автодилеров, отпускавших около половины машин со складов в кредит, настают совсем нерадужные времена.

Мегарегулятор объяснил свое решение просто: мол, так мы победим возникшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. Идея такая: помимо процентных ставок возрастут и ставки по депозитам в коммерческих банках, а граждане тут же ринутся размещать свои кровные на рублевых вкладах. Между тем доллар вчера, записав на свой счет очередные обесценившиеся рубли, утвердился на отметке 61,15 руб. за единицу, а евро — 72,66 руб.

Долго не запрягали

Реакция банков не заставила себя долго ждать. По сообщению агентства «Прайм», банкиры уже начали поднимать ставки по кредитам и вкладам. Мы связались с автосалоном Major Auto на Новорижском шоссе, менеджер которого рассказала, что банки сообщили о пересмотре ставок. В частности, новые условия в 20,5% вне зависимости от срока кредитования объявил Unicredit (до сегодняшнего дня — 14-15%).

Вместе с тем аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов предлагает не переоценивать нынешнее решение ЦБ. По его словам, доля продаж автомобилей в кредит хотя и была некогда высокой, в последнее время значительно сократилась. Действительно, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), без учета Сбербанка за январь-сентябрь было выдано автокредитов на общую сумму 339,2 млрд руб., что на 12,5% меньше аналогичного показателя годичной давности. На фоне падения российского авторынка на 13% за 9 месяцев 2014 года доля кредитных продаж, по оценкам НБКИ, сократилась с прошлогодних 45 до 35%. И виной тут не только подросшие ставки по кредитам, но и колебания валютных курсов, сказавшиеся на конечной стоимости иномарок — как импортируемых, так и производимых в нашей стране, считает эксперт.

Как мы уже писали ранее, чаще всего россияне занимают на бюджетные иномарки и Lada. Так, в УРАЛСИБе наибольшим спросом у заемщиков пользуются кредиты на автомобили таких марок, как Lada (23,7%), Hyundai (13%), Volkswagen (9,4%), Honda (9,4%), Skoda (7,4%). А ВТБ24, который выдает автокредиты на покупку автомобилей любых марок, в том числе подержанных, рапортует о повышенном спросе на Kia, Hyundai, Chevrolet и Lada. Среди заемщиков группы Сбербанка России наибольшим спросом пользуются Lada, Hyundai и Ford, а наиболее популярные модели – Lada Granta, Priora и Largus. А вот в рейтинге Русфинанс Банка преобладают иномарки – Hyundai Solaris, Kia Rio, Mazda CX-5, Lada Granta и Skoda Octavia. То есть больнее всего повышение кредитных ставок бьет по самому массовому сегменту.

Обеспокоены и автопроизводители. Кто-то, как SEAT и Luxgen, уже покинул рынок, кто-то, как Subaru, пересмотрел модельную гамму представленных в РФ машин.

Вместе с тем, со слов Владимира Беспалова, дальнейшее повышение цен на машины неизбежно, а текущее повышение базовой ставки, безусловно, не приведет к активности на рынке. «Ключевым вопросом, который вновь встает на повестку дня — меры по поддержке авторынка со стороны государства. А именно — какую часть процентной ставки по автокредитам готовы будут покрыть субсидиями», — считает г-н Беспалов.

Даешь поддержку!

Напомним, после состоявшейся недавно встречи по мерам поддержки российского авторынка премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам разработать способы стимулирования российского авторынка. В частности, Минфин должен будет выделить в 2015 году Минпромторгу из федерального бюджета не менее 10 млрд руб. на поддержку программы обновления российского автопарка, еще по меньшей мере 3 млрд направят на стимулирование продаж автобусов и техники ЖКХ, работающих на газомоторном топливе.

Алексей Бессонов, начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка, говорит, что сейчас ситуация будет во многом определяться поведением банков, ведь реакция коммерческих и государственных финансовых учреждений будет отличаться. Он напомнил также о принятом на первый квартал будущего года ограничении по предельно допустимой стоимости кредита для банков, которое составляет для новых авто 20,32% (см. таблицу ниже). Ассоциация российских банков уже направила письмо с просьбой пересмотреть этот «потолок», а депутаты вроде бы выразили готовность пойти навстречу.

Как бы там ни было, в январе отмечается традиционный спад продаж, который лишь усугубится на последних новостях.

PS: Пока готовили эту статью, европейская валюта в ходе торгов побила рекорд: обменный курс достиг 100 руб. за 1 евро.

Подпишитесь на «За рулем» в