Инфографика: все автоновинки российского рынка — 2015

Все новинки российского авторынка, которым суждено колесить по нашим дорогам уже в 2015 году, в ежегодном традиционном календаре собрал обозреватель журнала «За рулем» Кирилл Милешкин. Он расставил автомобили по дате их появления в салонах российских дилеров, а также вспомнил, какие марки и модели машин не пережили невнимания со стороны россиян.
Acura TLX

В нашем традиционном календаре новинок больше 110 моделей, которые появятся на мировом рынке в 2015 году. Половина из них дебютируют и в России. Немало, но могло быть еще больше.

На фоне позитивной динамики авторынков стран Старого Света наш падающий рынок заставляет производителей осторожничать. C января по октябрь 2014 года объем продаж новых машин сократился на 12,7%. Это продолжение тенденции, наметившейся еще в 2013‑м, который дилеры проводили с результатом минус 5%. Конечно, до катастрофических итогов 2009 года, когда рынок просел почти вдвое, далеко, но поводов для радости тоже нет.

Из лидирующей группы марок за первые десять месяцев 2014 года больше всех потеряли «американцы»: Chevrolet (–30%) и Ford (–41%). У первого теряют популярность пожилая Niva и еще не успевший состариться Cruze. Вдобавок так и не смог выбиться на достойное место среди лидеров продаж седан Cobalt. А Ford и вовсе представлен в топ‑25 только семейством Focus, балансирующим на грани вылета из обоймы бестселлеров. Единственная надежда – кроссовер EcoSport. Остальные свежие «Форды», увы, не радуют ценой. Зато их будет много: в нашем графике заявлено сразу пять новинок для России. Есть компании, у которых дела идут еще печальнее. Что характерно, у них тоже американские корни. В июле 2014 года продажи в России свернул Dodge, а у марки Chrysler на официальном сайте одиноко позирует Grand Voyager за 2 300 000 рублей. Fiat, который теперь тоже имеет тесные связи с Америкой, традиционно испытывает трудности на российском рынке. Мы не включили в календарь строку с кроссовером 500Х – в этом году он на нашем рынке не появится. А хотелось бы!

На фоне позитивной динамики Европы наш рынок заставляет производителей осторожничать

SEAT и вовсе с 1 января свернул продажи в России. Это уже четвертый уход испанцев с нашего рынка: предыдущие попытки закрепиться они предпринимали в 1996, 2003 и 2006 годах. По числу подходов к российскому рынку с ними конкурирует разве что Alfa Romeo: сейчас итальянцы снова надеются найти своего покупателя. Глядя на цены (минимум 777 000 рублей за хэтчбек В‑класса), им не позавидуешь: искать покупателей будет непросто.

Наступивший 2015 год едва ли окажется легче предыдущего. Его начало будет провальным. На традиционный сезонный спад наложатся отпугивающие ценники на вновь ввезенные машины. Рост валютного курса ломает автомобильным компаниям все планы: чтобы не работать в убыток, приходится резко поднимать цены, а покупатели к этому не готовы. Беда не обойдет стороной даже те фирмы, которые имеют производство в России. Аналитики пророчат рост цен на автомобили российских марок на 10%, на локализованные модели – на 15–20%, а на импортируемые – до 30%. В таких условиях выживут самые стойкие.

Ситуацию с китайскими брендами, выступившими в августе единым фронтом на Московском международном автосалоне, спрогнозировать сложно. Их пыл исчезает так же быстро, как и появляется. Последний пример – Luxgen. Фирма шокировала россиян нескромным ценником на единственную модель и вполне ожидаемо провалила план продаж, после чего было объявлено о приостановке деятельности в России на неопределенный срок. Но лидеры – Geely, Great Wall и Chery – неплохо закрепились на рынке и идут в общей группе производителей автомобилей массового сегмента. В этом сегменте почти все продемонстрировали снижение продаж. Исключение – Renault, выплывающий на своих «бюджетниках», и Mazda, привлекающая свежими моделями с молодежным дизайном.

И это лишь начало – разгар кризиса впереди. Значит продажи недорогих и средних по цене машин еще не достигли дна: падение продолжится. Это касается всех марок. Разве что «минус» будет разный: от 5–10% у самых востребованных до 40–50% среди неудачливых.

Другое дело – премиум. У большинства его представителей реализация с января по октябрь 2014 года выросла. Исключение составляют лишь Audi (–6%) и BMW (–15%); отчасти это можно объяснить тем, что в их модельном ряду есть относительно недорогие машины, чьи позиции заметно пошатнулись. Как правило, «недорогой премиум» выбирают люди, которым важнее казаться, чем быть, – именно таких покупателей в первую очередь и отсеял кризис.

Радует, что в сложившейся ситуации автоконцерны продолжают везти к нам нишевые модели. Причем речь не только о премиуме, но и о машинах из сравнительно доступного сегмента. Hyundai обещает обновленный Veloster, Ford – Mustang, Volkswagen – рестайлинговый Scirocco. Ну а большинство премьер по сложившейся за последние годы традиции в той или иной степени относят себя к кроссоверам. Переверните страницу и убедитесь в этом сами.

МЫ ИХ ПОТЕРЯЛИ

В 2014 году российский рынок покинуло несколько моделей, так и не сумевших найти свою нишу.

Chevrolet Malibu оказался слишком прост для бизнес-класса и слишком дорог для D‑класса. Неудачи преследовали седан по всему миру. Американцы спешно провели рестайлинг, а в этом году обещают показать новое поколение. Но в Россию Malibu уже не вернется.
Неадекватные цены и скромный двигатель объемом 1,6 литра – вот главные причины того, что Subaru Impreza не стала популярной даже среди фанатов марки. Летом японцы объявили о прекращении поставок.
Компания Hyundai переоценила свой имидж в глазах россиян: заднеприводное спорткупе Genesis за полтора миллиона рублей приобрели лишь считаные покупатели. Распродав складские остатки, дилеры вздохнули с облегчение.
Недолго продержалось в России другое корейское купе – Kia Cerato Koup. Несмотря на вполне адекватную цену, россияне приняли машину прохладно. Любителям спортивного стиля по-корейски остался скромный выбор: Hyundai Veloster или Kia pro_cee’d.
Luxgen7 SUV открыл дверь на российский рынок, что называется, с ноги. А как еще назвать стартовую цену кроссовера неизвестной марки в 1 320 000 рублей? Блицкриг провалился – не помогли даже долгосрочные скидки от 290 000 до 340 000 рублей. Так как фирма продавала только одну модель, провал «семерки» обернулся уходом марки с рынка.
Две потери марки Nissan не связаны с низкими продажами. Семиместный Qashqai+2 после смены поколения попросту исчез из модельной линейки; вместо него японцы предлагают X‑Trail, который до нас пока еще не доехал. Ну а когда доедет, вряд ли будет представлен в дорогой версии с тремя рядами кресел – покупатели не оценят. А новый Nissan Note к нам не повезут. Оказывается, несмотря на неплохие цифры продаж, модель не приносила на нашем рынке прибыли.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в