Заграница нам поможет: куда отправляются иномарки из России

Иностранные автоконцерны в свое время строили заводы в России с прицелом на растущий внутренний рынок, который обещал стать крупнейшим в Европе. Однако пока он ожиданий не оправдал. Поэтому производители иномарок стали искать новые рынки сбыта, начав поставки машин российской сборки в сопредельные государства. На сегодняшний день объемы экспорта «нашемарок» за рубеж невелики, а география их поставок ограничена странами СНГ. Зато отечественные АВТОВАЗ и УАЗ в условиях дешевого рубля намерены укрепить свои позиции на рынках дальнего зарубежья.

Половина экспорта – иномарки

Еще не так давно российский автопром был представлен на экспортных рынках исключительно отечественными моделями, и единственной иномаркой «Made in Russia» считалась Chevrolet Niva. Однако в 2010 году с созданием Таможенного союза иномарки, выпускаемые зарубежными автоконцернами в нашей стране, отправились на экспорт. Первым воспользовалась преимуществами единого таможенного пространства Renault, начавшая экспортировать в Казахстан и Белоруссию модели Logan и Sandero со своего московского завода. Сегодня на внешние рынки свои автомобили поставляют также российские предприятия Hyundai, Volkswagen, Toyota, Ford, СП PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, а доля иномарок в объеме экспорта автомобилей из России уже приблизилась к 50%.

Среди зарубежных автопроизводителей, работающих в России, больше всех поставляет на внешние рынки петербургский завод Hyundai. В прошлом году в страны СНГ было отправлено 25,7 тыс. Solaris (экспортное название – Accent) и Kia Rio, что составило 11% в общем объеме производства питерского предприятия. Стоит отметить, что во многом благодаря внешним поставкам «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) продолжает работать на полную мощность, несмотря на продолжающееся падение российского авторынка. «С 2011-2013 годов наибольшую долю в экспорте завода занимала Украина. В прошлом году на первое место по объему экспортных продаж вышел Казахстан, куда было поставлено 21,9 тыс. автомобилей, или 85% в объеме экспорта предприятия. Далее следуют рынки Азербайджана и Беларуси», – рассказала начальник отдела связей с общественностью ХММР Мария Мальцева.

Экспорт автомобилей Renault российского производства в 2014 году вырос почти в два раза и составил более 12 тыс. единиц, из них 8,1 тыс. машин были поставлены в Казахстан и 3,9 тыс. авто – в Беларусь. В эти соседние республики компания Renault экспортирует абсолютно все модели, которые сегодня производятся в России, в том числе новые Logan и Sandero, выпускаемые на мощностях АВТОВАЗа. «Renault делает большую ставку на экспорт в страны СНГ, в частности в Казахстан и Беларусь, где рост продаж составил 48% к 2013 году. В дальнейшем Renault планирует продолжить укрепление своих позиций за счет увеличения продаж и наращивания рыночной доли», – говорит пресс-атташе Renault Екатерина Третьякова.

Компания «Фольксваген Груп Рус» данные по экспорту автомобилей, выпускаемых в России, не раскрывает. Однако на официальных сайтах дистрибьюторов Volkswagen в Казахстане, Беларуси и Украине представлен Polo sedan, который производится исключительно на российском заводе компании. При этом только на казахстанском рынке в 2014 году было продано более 3,3 тыс. Polo sedan, согласно данным консалтинговой компании Qncepto. Еще около 700 таких машин нашли своих владельцев на Украине, сообщили в ассоциации «Укравтопром».

GM-АВТОВАЗ в прошлом году поставил на внешние рынки около 4 тыс. внедорожников Chevrolet Niva, что составило 8,8% в объеме производства предприятия. Как рассказали в пресс-службе совместного предприятия, по итогам 2014 года крупнейшими экспортными рынками для Chevrolet Niva стали Казахстан (доля в объеме экспорта – 79,7%), Беларусь (11,1%) и Азербайджан (5,6%). Кстати, еще несколько лет назад больше всего автомобилей GM-АВТОВАЗ поставлял на Украину. «На сегодняшний день объем продаж Chevrolet Niva на украинском рынке минимальный, это обусловлено кризисом в этой стране, в том числе налоговой и таможенной политикой Украины (увеличение сборов и пошлин) на импортные товары, включая автомобили», – сетуют в пресс-службе СП.

Петербургский завод Toyota в 2014 году экспортировал 3,3 тыс. седанов Toyota Camry, из них около 3,1 тыс. в Казахстан и более 200 машин в Беларусь. Таким образом, внешние поставки обеспечили 9% в объеме производства предприятия. Стоит отметить, что на автомобильном рынке Казахстана Toyota Camry российской сборки является безусловным лидером в своем сегменте. По данным «Тойота Мотор Казахстан», Toyota Camry занимает порядка 40% казахстанского рынка седанов в сегменте D/E.

Калужский завод «ПСМА Рус» (СП PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) в прошлом году поставил на внешние рынки 650 автомобилей. В настоящее время предприятие экспортирует Peugeot 408 в Беларусь и Казахстан, а также седан Citroen C4 в Беларусь и Молдову. «Объем экспорта снизился в 2014 году, главным образом, в связи с прекращением поставок на Украину. Экспортные поставки очень важны для «ПСМА Рус» и для ее материнских компаний даже при нынешних объемах, которые имеют значительный потенциал для роста», – заявили в пресс-службе «ПСМА Рус».

Совместное предприятие Ford Sollers в октябре 2014 года начало поставки Ford Focus и Ford EcoSport в Казахстан, который стал первым экспортным рынком компании. Как сообщили в отделе по связям с общественностью компании, первая партия из 200 автомобилей была отгружена в ноябре, в дальнейшем объемы поставок будут зависеть от спроса на казахстанском рынке.

А вот продукция петербургского завода General Motors предназначена только для российского рынка, заявила PR-менеджер «Джи Эм Авто» Виктория Чуйкина. На внешние рынки пока не планирует поставлять свои автомобили и Nissan Motor, которая выпускает в России модели Nissan и Datsun, добавил PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский.

В объезд пошлин

Несмотря на начавшуюся экспансию «российских иномарок» на внешние рынки, их экспорт все еще занимает незначительную долю в общем объеме производства – менее 5%. И если традиционные российские автопроизводители присутствуют в странах ближнего зарубежья с советских времен, то иностранные автоконцерны, работающие в России, лишь осваивают соседние рынки. Дело в том, что до середины 2011 года Казахстан и Беларусь были открыты для импорта секонд-хэнда, на который приходилось более 90% всех автопродаж, и особого интереса для зарубежных автопроизводителей они не представляли. Однако с созданием Таможенного союза пошлины на новые и подержанные автомобили в этих странах были приравнены к российским, что привело к взрывному росту первичного авторынка Казахстана и Беларуси в последние годы. В результате иностранные автоконцерны устремились на рынки этих республик, сделав ставку, в том числе, на автомобили российского производства, которые в рамках Таможенного союза пошлинами не облагаются.

«Надо сказать, что «автохтонные» российские производители в постсоветский период не теряли рынка Казахстана», – рассказывает директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. Даже в 2000-х, с развитием конкуренции в авторитейле рыночная доля АВТОВАЗа сохранялась на уровне 40%. Другое дело, что вплоть до 2012 года емкость всего казахстанского рынка новых авто не поднималась выше 60 тыс. единиц. Поэтому на фоне экспорта продукции российского автопрома, скажем, на украинский рынок, Казахстан не был так заметен: в рекордном 2007 году АВТОВАЗ, УАЗ и ГАЗ отгрузили 28,7 тыс. автомобилей. На основе соглашений в рамках СНГ российские автомобили поступали в республику беспошлинно, однако 9 из 10 покупателей в Казахстане предпочитали секонд-хэнд, рассказывает эксперт. Перелом наметился в 2011 году, когда в рамках созданного Таможенного союза пошлины на ввоз автомобилей в Казахстане были подняты до российского уровня. С 22 тыс. в 2010 году объемы «белого» рынка взметнулись к 166 тыс. единиц в рекордном 2013-м. Поскольку законодательство Таможенного союза предполагает свободное перемещение товаров на территории трех стран, российский автопром смог упрочить свое положение в Казахстане.

Показательно, что, несмотря на 3-процентное падение продаж новых автомобилей в 2014 году, вызванного девальвацией национальной валюты Казахстана, а также оттоком покупателей на российский рынок в конце года, импорт автомобилей «Made in Russia» вырос на 5,4%, подсчитали в Qncepto. «Сегодня российские производители удовлетворяют 56% казахстанского спроса на легковые и грузовые авто – в значительной мере благодаря наращиванию поставок иномарок, выпускаемых в России. Однако почти половину российского импорта по-прежнему составляет продукция АВТОВАЗа, который также поставляет машинокомплекты Lada 4x4 на завод «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, – констатирует Олег Алферов. – Что касается природы популярности иномарок российской сборки, то мотивация казахстанского потребителя ничем не отличается от логики покупателя в России. Бразильский Renault Duster или японская Toyota Camry никого не заинтересуют, если их российские аналоги на 30% доступнее в цене».

Согласно исследованию Frost & Sullivan, автомобильные рынки стран СНГ, и в особенности Казахстан, являются наиболее привлекательными с точки зрения перспектив роста. «По нашим прогнозам общий объем продаж на казахстанском авторынке к 2021 году составит 300 тысяч машин. Мировые автопроизводители будут увеличивать объемы экспорта, равно как и развертывать производственные мощности в стране», – считает консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен.

Впрочем, еще несколько лет назад крупнейшим экспортным рынком для российского автопрома был не Казахстан, а Украина. Сегодня же продажи автомобилей из России там значительно снизились, при этом половина из них – это иномарки, локализованные в нашей стране. Согласно данным ассоциации «Укравтопром», в прошлом году на местном рынке было реализовано 6,8 тыс. легковых автомобилей, выпущенных в России, что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2013 годом. Таким образом, падение спроса на модели российского производства превзошло общее падение автопродаж в стране, которое по итогам года составило 54,5%. В результате доля автомобилей, привезенных из России, на украинском авторынке сократилась с 12% в 2013 году до 7% в 2014-м.

«Катализатором падения спроса на автомобили из России стала экономическая ситуация на Украине, которая вынудила уйти с рынка значительную часть потребителей, ориентированных на автомобили нижней ценовой категории. Другими словами, существующий кризис ударил больнее всего именно по целевой аудитории российских брендов», – комментирует директор департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников.

Между тем почти каждый четвертый ввезенный из России и проданный на украинском рынке автомобиль был Hyundai Accent (1,6 тыс. шт.), вслед за которым идет его одноплатформенник Kia Rio (1,1 тыс. шт.). Стоит при этом отметить, что продажи этих машин на Украине превосходят спрос на самую популярную среди украинцев модель АВТОВАЗа – внедорожник Lada 4x4 (1 тыс. шт.). А замыкает тройку самых продаваемых иномарок из России седан Volkswagen Polo, на котором в прошлом году остановили свой выбор 690 украинских покупателей.

Что касается перспектив автомобилей российского производства на рынке Украины, по мнению Георгия Овсянникова, достаточно мощная государственная поддержка российского автопрома и экспорта на фоне стремительной девальвации рубля может положительно повлиять на конкурентоспособность продукции российских автозаводов на внешних рынках, в том числе и на украинском. «С другой стороны, остается достаточно высокой вероятность применения Украиной торговых санкций к товарам из России, что может ухудшить ценовое позиционирование моделей авто, произведенных на заводах в России и поставляемых на украинский рынок», – отмечает Овсянников.

Расширяя границы

Как видно, в условиях падения спроса на внутреннем рынке экспортные поставки машин из России стали неплохим подспорьем для иностранных автоконцернов, работающих в нашей стране. Впрочем, значение экспортных поставок иномарок из России вряд ли стоит преувеличивать, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Все же предприятия иностранных автоконцернов в России создавались для того, чтобы насытить именно наш рынок, потенциал которого огромен, а не рынки соседних стран. Да, такие поставки возможны, в частности, в страны СНГ, учитывая традиционные связи между нами, но ключевым для мировых автопроизводителей все равно остается именно российский авторынок, – рассуждает эксперт. – К тому же не стоит забывать, что в соседних странах экономику также лихорадит, причем почти одновременно с Россией, так что когда продажи машин падают у нас, с большой вероятностью падают они и в странах СНГ».

По словам Анны Озделен, принимая во внимание сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране и падение цен на нефть, производителям иномарок в России придется пересмотреть свои производственные стратегии и разработать ряд инициатив по укреплению экспортной политики, особенно в страны СНГ. «Ближнее зарубежье остается главным экспортным рынком для производителей иномарок, локализованных в России, – говорит она. – В 2015 году мы ожидаем снижения спроса на легковые автомобили в СНГ, что обусловлено экономической взаимосвязью стран региона. Если геополитическая напряженность продолжится, можно ожидать девальвации местных валют, а это негативно скажется на спросе. Кроме того, из-за того, что в конце прошлого года при резком падении рубля и разнице в ценах в российских дилерских центрах наблюдался приток покупателей из Казахстана и Белоруссии, в этих странах ожидается эффект отложенного спроса на рынке автомобилей в 2015 году».

Тем не менее сами автопроизводители видят потенциал во внешних рынках и намерены расширять географию экспорта. Так, калужский завод «ПСМА Рус» уже в 2015 году планирует начать поставки своих автомобилей на новые рынки в рамках стран СНГ, сообщили в пресс-службе предприятия. Те же планы вынашивают в Renault, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и Ford Sollers. А вот петербургский завод «Тойота Мотор» экспортировать Toyota Camry в другие страны, помимо России, Казахстана и Белоруссии, не планирует. При этом, как отметили в пресс-службе предприятия, для этих же рынков с 2016 года в Санкт-Петербурге будет выпускаться кроссовер Toyota RAV4. GM-АВТОВАЗ расширение географии экспорта своего Chevrolet Niva видит лишь в долгосрочной перспективе.

По мнению Анны Озделен, иностранные автоконцерны, выпускающие свои модели в России, уже имеют прочные позиции в странах СНГ, а также Евразийский экономический союз предоставляет им ощутимое преимущество. Так что производителям стоит задуматься о долгосрочных стратегиях, направленных на дальнейшее укрепление позиций на данных рынках, говорит она.

А вот на рынки дальнего зарубежья «российским иномаркам» путь заказан, поскольку там они окажутся неконкурентоспособными из-за дорогой доставки и сравнительно высокой себестоимости производства в нашей стране. «Поставки иномарок российской сборки в дальнее зарубежье вряд ли осуществимы в ближайшее время, – полагает Дмитрий Баранов. – Во-первых, наш рынок еще далек от насыщения. В стране имеется значительный неудовлетворенный спрос на автомобили, и эти заводы будут работать на удовлетворение этого спроса. Во-вторых, у мировых автоконцернов существует четкое разделение – какой именно завод выпускает продукцию для какого региона/страны. В-третьих, имеет значение и себестоимость производства, и по этому показателю наши заводы вряд ли могут конкурировать с заводами, расположенными в других странах. А значит, и машины, собранные на предприятиях иностранных автоконцернов в России, будут дороже машин из других стран, в частности азиатских».

Lada — не для Европы

Что касается отечественных АВТОВАЗа и УАЗа, география их экспорта уже сейчас значительно шире границ СНГ, а в условиях девальвации рубля они рассчитывают получить конкурентное преимущество и усилить свои позиции на рынках дальнего зарубежья.

Так, в прошлом году крупнейшими экспортными рынками АВТОВАЗа (в порядке убывания) стали: Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Украина, Египет, Киргизия, Германия, Узбекистан, Армения. Также автомобили Lada поставляются и в другие страны Европы, Азии и Латинской Америки. Всего по итогам 2014 года АВТОВАЗ экспортировал 51,8 тыс. Lada (-34,1%). «Как стратегическая задача для экспорта Lada – достичь 100 тысяч автомобилей в 2015 году. Основными направлениями внешних поставок АВТОВАЗа в этом году станут страны ближнего зарубежья, Европы, Латинской Америки и Северной Африки. Практически вся продуктовая линейка Lada поставляется на экспорт после технической адаптации и сертификации на соответствующем рынке», – заявили в пресс-центре АВТОВАЗа.

Между тем сегодня продажи автомобилей Lada заморожены в странах Евросоюза, где вступил в силу новый техрегламент, которому продукция российского автогиганта не соответствует. Как заверили на АВТОВАЗе, в настоящее время на предприятии ведется адаптация автомобилей Lada под требования ЕС.

Ульяновский автозавод в прошлом году помимо стран СНГ свою продукцию также поставлял в Китай, Иран, Ирак, Индонезию, Венгрию, Сирию, Кубу, Египет, Монголию и другие страны. В целом экспорт УАЗа по итогам 2014 года составил 6,4 тыс. внедорожников (-38%). «Основной внешний рынок сбыта УАЗа, как и у других автопроизводителей, – страны СНГ, но с учетом девальвации рубля видим потенциал развития в ближайшие годы в поставках в страны дальнего зарубежья, – заявили в пресс-службе Sollers, куда входит Ульяновский автозавод. – Очевидно, что эффект от девальвации рубля будет временным и важно эффективно воспользоваться ситуацией. В качестве целевых мы рассматривали бы сегодня рынки Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии».

Впрочем, изменение курса рубля почти никак не скажется на объемах экспорта отечественных автопроизводителей в дальнее зарубежье, считает Дмитрий Баранов. «Даже если допустить, что стоимость российских машин вместе с перевозкой в другие страны будет не очень высокой из-за дешевого рубля, то цена автомобиля, хоть и важный фактор для покупателя, но все же не самый главный, – отмечает эксперт. — Важны технические и потребительские характеристики автомобиля, его интерьер и экстерьер, удобство обслуживания и уровень сервиса, величина межремонтного пробега и другие показатели. Не по всем из них, к сожалению, автомобили российского производства занимают лидирующие позиции в мире и очень часто, даже при относительно невысокой цене, иностранный покупатель выбирает автомобиль других марок. Конкуренция на рынках других стран столь велика и остра, что даже снижение курса рубля вряд ли позволит российским автопроизводителям существенно нарастить свою долю на рынках других стран».

Несмотря на девальвацию рубля, стоимость российских автомобилей на внешних рынках не обязательно снизится, соглашается Анна Озделен. «На цены влияет таможенная политика и позиционирование автопроизводителя. Мы не прогнозируем значительного увеличения продаж автомобилей Lada или UAZ в странах дальнего зарубежья, экспорт отечественных машин, прежде всего, ориентирован на рынки стран СНГ», – констатирует она.

Поддержим отечественного экспортера

Минпромторг России уже несколько лет разрабатывает меры поддержки экспорта для автопроизводителей, работающих в нашей стране. По мнению участников отрасли, они будут направлены, прежде всего, на поддержку отечественных предприятий, а не иностранцев в России. Пока конкретные предложения еще не выработаны, автопроизводители сами высказывают свои пожелания. По их словам, это могут быть, например, гарантии по экспортным кредитам, налоговые субсидии, регуляторные меры в виде упрощения процесса сертификации и другие инструменты для стимулирования экспорта, которые применяются в различных отраслях экономики в России и в мире.

«Наиболее ярким примером поддержки экспорта может быть Китай, – рассказывает Анна Озделен. – В период 2009-2011 годов субсидии на экспорт составили примерно 1 млрд долл. Благодаря поддержке правительства экспорт стал основным источником роста для китайских автопроизводителей. Однако это рискованная стратегия, в ВТО возбуждено дело в отношении Китая, так как подобного рода меры нарушают правила международной торговли». В целом, по словам Анны Озделен, экспортные кредитные программы, страхование от торговых и политических рисков, устранение торговых барьеров являются эффективными мерами поддержки экспорта.

«Меры поддержки, к сожалению, могут быть лишь экономическими, но они вряд ли способны изменить отношение иностранных покупателей к продукции отечественного автопрома и сделать так, чтобы те приобретали больше российских автомобилей. Стоимость машины хоть и важный фактор при покупке, но не единственный, и нужно, чтобы отечественные автомобили могли полностью конкурировать с иностранными на любом рынке. Тогда и покупать их будут больше в разных странах, особенно в сочетании с мерами поддержки российских автозаводов со стороны государства», – резюмирует Дмитрий Баранов.

Подпишитесь на «За рулем» в