Volvo S80. ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА С СЕВЕРА

Volvo S80. ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА С СЕВЕРА

ИСПЫТАНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА С СЕВЕРА

" Volvo S80" — викинги бросают вызов самураям.

Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора и «Вольво»

Попробуйте-ка ответить, где сотворили автомобиль с устройством для непрерывного изменения фаз газораспределения, сверхкомпактной коробкой передач, педалью газа без механической связи с дроссельной заслонкой, восемнадцатью бортовыми компьютерами, объединенными в сеть, да еще с мультиплексным способом обмена информацией и мобильным телефоном, интегрированным в панель приборов. Думаете, перед вами описание очередного японского чуда — концепт-кара нового тысячелетия? Нет, это серийный шведский автомобиль " Volvo S80", пришедший на смену заднеприводным моделям 940 и S90. Технических новшеств в нем так много, что подробное знакомство со всеми заняло бы десятки страниц. Поэтому остановимся лишь на самом интересном.

ТОЛЬКО СЕДАН

Не станем обсуждать дизайнерские изыски, хотя они того и заслуживают. Надеемся, читатель по фотографиям составит собственное впечатление о внешности " Volvo S80". Очевидно одно — автомобиль имеет свое лицо и, безусловно, найдет немало поклонников. С консерватизмом S90, тем более "940-й" покончено. Вместо угловатого кузова — современный обтекаемый с хорошей аэродинамикой (Сх=0,28), вместо продольно установленных двигателей и заднего привода — поперечно расположенные силовые агрегаты и передние ведущие колеса. Вообще-то " Volvo S80" — первая ласточка нового семейства. Шведы создали новую "большую" платформу для целой гаммы машин представительского класса. Вместе с тем седан S80 разрабатывали как самостоятельную модель, не ставя целью в дальнейшем сделать на основе этого кузова универсал. А это значит, что " Volvo S80" не станут выпускать в модификации "V80 Истейт". Универсал на той же платформе появится позже и будет оригинальным как по конструкции, так и по облику.

В нынешнем году " Volvo S80" комплектуют четырьмя бензиновыми двигателями. Все они — дальнейшее развитие довольно удачных моторов 850-й серии. Цилиндры расположены в ряд, блоки и головки блоков — из алюминиевого сплава, четыре клапана на цилиндр, два распределительных вала. Их оснащают системой непрерывно изменяемых фаз газораспределения (ее работа зависит от нагрузки на двигатель, оборотов и других факторов) и новейшей электроникой для управления распределенным впрыском топлива и зажиганием. Так, например, педаль газа не имеет механической связи (тросика или тяги) с дроссельной заслонкой. Она снабжена чувствительным сенсором, который передает информацию компьютеру, а тот, в свою очередь, формирует команду добавить или сбросить газ.

Два двигателя — пятицилиндровые рабочим объемом 2 л. " Volvo S80 Т5" с турбонаддувом высокого давления развивает мощность 166 кВт/226 л. с. и максимальный крутящий момент 310 Н.м, " Volvo S80T" с турбонаддувом низкого давления — 120 кВт/163 л. с. и 230 Н.м. Расход топлива в смешанном городском цикле — 9,6 и 9,5 л/100 км соответственно. Два других силовых агрегата — шестицилиндровые: атмосферный " Volvo S80 2,9" мощностью 150 кВт/204 л. с. и " Volvo S80T6" рабочим объемом 2,8 л и мощностью 200 кВт/272 л. с., оснащенный двумя турбокомпрессорами.

В 1999 году гамму двигателей пополнят 2,4-литровые бензиновые моторы (170 и 140 л. с.), а также турбодизель объемом 2,5 л и мощностью 103 кВт/140 л. с. 

«ШЕСТЕРКУ» — ПОПЕРЕК

Шведы первые, кому удалось поперечно разместить под капотом рядную «шестерку». Пристрастие к рядным (а не V-образным, как у большинства фирм) двигателям конструкторы «Вольво» объясняют несколькими факторами. Они считают, что при такой компоновке проще сделать просторный салон и обеспечить пассивную безопасность. Кроме того, расположение выпускного коллектора по одну сторону блока цилиндров облегчает установку турбокомпрессора и каталитического нейтрализатора, который можно приблизить к двигателю, где у отработавших газов более высокая температура — а значит, нейтрализатор прогреется и активизируется раньше. Не последнюю роль играет и унификация всего семейства двигателей. «Пристегнуть» дополнительный цилиндр к уже выпускаемому пятицилиндровому мотору все же проще, чем разработать оригинальную V-образную «шестерку».

Так или иначе, а втиснуть поперек шестицилиндровую махину было непросто. Понадобилось спроектировать новую чрезвычайно компактную коробку передач. Механическая пятиступенчатая четырехвальная (!) коробка М65 стала самой короткой в мире! Ее длина всего 297 мм, что на 56 мм меньше, чем у предыдущей владелицы рекорда — коробки М56, которой комплектуют «Вольво» с рядным пятицилиндровым двигателем.

Не менее интересны автоматические четырехступенчатые коробки передач, созданные на «Вольво» совместно со специалистами «Дженерал моторс» и японской фирмы «Эйзин Уорнер». Довольно компактные, они способны адаптировать алгоритм переключения передач к стилю езды конкретного водителя.

На самый мощный " Volvo S80 Т6" устанавливают автоматическую коробку с функцией "Гиртроник". Она позволяет водителю переключать передачи также вручную. Селектор управления переводится из положения "drive" в положение "man", а дальше им можно щелкать, как рычагом гоночной коробки передач с последовательным переключением. Движение от себя — повышенная передача, на себя — пониженная. Впечатление от работы механизма неплохое. При разгоне он дает возможность раскрутить двигатель до максимально допустимых оборотов, при замедлении — тормозить, переходя на пониженную передачу. Ни того, ни другого обычные "автоматы" сделать не дают.

ЭЛЕКТРОННАЯ АТАКА

Автомобиль буквально нашпигован сложной электроникой, которая управляет системами активной и пассивной безопасности, обеспечивает комфорт и защиту от угона. Есть «полный электропакет», музыкальная установка, система ориентации, круиз-контроль, климатическая установка, смонтированная на заводе сигнализация со встроенным иммобилайзером. За умение автомобиля не попадать в аварии отвечают системы АБС, электронного распределения тормозных сил, стабилизации и контроля тяги. Помимо традиционных для «Вольво» средств пассивной безопасности, появились две новинки. Одна — надуваемая занавеска (IС). Она спрятана под обивкой потолка между передней и задней боковыми стойками. При ударе в борт занавеска надувается и смягчает удары головы о боковые стекла или стойки кузова. Другая защита — от травм шеи и позвоночника при наезде сзади (WHIPS). Она в корне изменила конструкцию сидений. При столкновении спинка и подголовник двигаются назад по сложной траектории, поддерживая верхнюю часть тела и гася энергию удара.

Делового человека порадует интегрированный в приборную панель мобильный телефон стандарта GSM с функцией «свободные руки». Кнопки для набора номера — на центральной консоли, микрофон — во внутрисалонном зеркале заднего вида, динамик — в подголовнике сиденья водителя, а управляющие телефоном кнопки расположены на рулевом колесе. У пассажиров заднего сиденья — трубка, встроенная в центральный подлокотник. Попытка позвонить из летящего по шведскому шоссе автомобиля в Москву сразу же увенчалась успехом. Слышимость, замечу, была отменной.

Но помимо самих электронных систем, есть у машины еще одна изюминка. " Volvo S80" оборудован усовершенствованной электропроводкой мультиплексного типа, что ново для серийных автомобильных систем коммуникации. Электрические компоненты объединены в сеть, состоящую из 18 компьютеров с центральным управляющим устройством и 24 или больше исполнительных модулей для реализации тех или иных функций.

Мультиплексная технология позволяет использовать только два кабеля. Первый передает все сигналы, возникающие в системе. Второй подает питание. Эти кабели-шины проложены по всему автомобилю и хорошо защищены от внешних воздействий. Информация по сети передается в виде цифровых пакетов.

Применив мультиплексную технологию, намного уменьшили количество цепей и соединений. Надежнее стала связь между всеми компонентами электрооборудования, легче искать неисправности. Еще один несомненный плюс новейшей технологии — электронику автомобиля программируют прямо на заводе в соответствии с пожеланиями заказчика. Причем остается возможность в любое время как упростить, так и усложнить программное обеспечение автомобиля.

Короткие пробные поездки подтвердили свойства, ставшие традиционными для автомобилей «Вольво». Седан S80 комфортабелен, его салон просторен, качество отделки и шумоизоляция отвечают классу машины. Ходовые качества и разгонная динамика отменные. Безопасность и экологическая чистота — конек шведской фирмы. Например, " Volvo S80 2,9" получил своеобразный сертификат института независимых инспекторов Lloyd's Register. Он отражает экологические показатели всего жизненного цикла автомобиля: "производство — эксплуатация — переработка".

Лишь один вопрос пока остался открытым. Сможет ли «Вольво», пообещав каждый год выпускать новую модель, сохранить на высоком уровне качество и надежность. Конечно, столь мощной электронной атаки никто не ожидал, но освоение новых технологий редко проходит гладко. Будем надеяться, что скандинавов по-прежнему отличает взвешенность решений, и если уж они ввязались в электронную борьбу, то этот шаг был основательно подготовлен.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

автомобиля " Volvo S80 2,9"

(в скобках — отличающиеся параметры «S80 T6 битурбо» с автоматической коробкой передач)

Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 1489 кг; максимальная скорость — 235(250) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 8,2(7,2) с; средний расход топлива — 9,7(10,9)л/100 км; запас топлива — 80 л; топливо — неэтилированный бензин АИ-98, АИ-95. Размеры, мм: длина — 4820; ширина — 1830; высота — 1450; база — 2790; колея спереди/сзади — 1580/1560; дорожный просвет — 150; объем багажника — 440 л. Двигатель: шестицилиндровый рядный, с распределенным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем — 2922(2783) смз; число клапанов на цилиндр — 4; степень сжатия — 10,5(8,5); мощность — 150 кВт/204 л.с. при 6000 об/мин (200 кВт/272 л. с. при 5400 об/мин); максимальный крутящий момент — 280 Н.м при 4200 об/мин (380 Н.м при 2000–5000 об/мин). Трансмиссия: привод на передние колеса, коробка передач — пятиступенчатая механическая (четырехступенчатая автоматическая); передаточные числа: I — 3,07(2,92); II — 1,77(1,57); III — 1,19(1,00); IV — 0,87(0,70); V — 0,70; з.х. — 2,50(2,38); главная передача — 4,25(3,29). Подвеска: передняя — независимая типа «Мак-Ферсон», со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя — полунезависимая «Дельта-линк» с поперечными рычагами, пружинными стойками и стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем; передние — вентилируемые дисковые, задние — дисковые. Колеса: 15 или 16 дюймов.

Селектор автоматической коробки передач «Гиртроник» с режимом ручного переключения.

Салон престижного автомобиля по-шведски — простор, роскошная отделка, светлые тона.

Мобильный телефон интегрирован в центральную консоль. Кнопки набора номера — рядом с магнитолой.

«Корма» седана S80 достаточно выразительна.

Крайне редкий вариант компоновки: рядная «шестерка» установлена поперечно.

Самый мощный двигатель — 2,8 л с двумя турбокомпрессорами — на " Volvo S80 Т6".

Прошлое и настоящее «Вольво».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Volvo S80

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Читать комментарии

Самые новые