Молодой дизель желает познакомиться

МОЛОДОЙ ДИЗЕЛЬ ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ

ТЕХНИКА

ДЕБЮТ

МОЛОДОЙ ДИЗЕЛЬ ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ

Подарок

к своему юбилею сделал Заволжский моторный завод, поставив «на колеса» первый турбодизель ЗМЗ-514.10.

Антон ЧУЙКИН, Сергей КАНУННИКОВ

К 40-летию родного предприятия заводчане устроили небольшую выставку. Машины с моторами ЗМЗ: «волги», «пазики», «Чайка», приехал даже залетный GAZ 3105 из Нижнего... Но главный экспонат скрывался под личиной скромной «Газели». Полуторка в данном случае служила колыбелью новорожденному дизелю. Гордые родители подводили гостей полюбоваться на симпатичного младенца. Ваши корреспонденты напросились на небольшую прогулку, то бишь поездку.

...Никого уже не обманывает внешнее сходство «Газели» с «Транзитом». Все знают, что на самом деле это очень разные автомобили.

Но чу!.. Какой непривычный уху водителя российской полуторки и естественный для «Форда» звук! Уверенно заурчав, дизель легко разгоняет наш автомобиль. Через весь город проехали, кажется, не выключая четвертую передачу: двигатель тяговит, максимум крутящего момента — от 2000 до 3000 об/мин. А турбонаддув позволяет резво ехать наравне с легковыми машинами. Пока мы набираемся впечатлений, заводские специалисты рассказывают об устройстве мотора.

Дизель ЗМЗ-514.10 создан на основе (специалисты говорят — «конвертирован из») бензинового двигателя семейства 406.10. Конструкция, без всяких скидок, на уровне самых современных зарубежных. Непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув, интеркулер.

Дизель унифицирован по обработке блока, коленвала с моторами бензинового ряда. Конечно, соблазнительно было «заимствовать» и сложную 16-клапанную головку. На первых образцах так и поступили. Да еще, заглянув в будущее, решили использовать для подачи топлива насос-форсунки, управляемые электроникой. Под индексом 406Д.10 мотор отправился на доводку рабочего процесса к специалистам английской фирмы «Рикардо». Англичане посоветовали изменить конструкцию головки цилиндров. Дизельный рабочий процесс не поддается оптимизации при V-образном расположении клапанов, доставшемся от бензинового мотора.

Головку спроектировали, по сути, заново. Изменили форму камеры сгорания, клапаны поставили вертикально. По ходу доводки немного увеличили рабочий объем. От новейших насос-форсунок пока отказались — их место заняли обычные «бошевские» форсунки, к которым подает топливо механический ТНВД (топливный насос высокого давления). На ЗМЗ прекрасно отдают себе отчет в том, что без электроники не уложишься в экологические нормы ближайшего будущего, поэтому впрок разрабатывают варианты топливной системы. Очевидно, насос-форсунки все-таки вернутся или конструкторы шагнут еще дальше и предложат подобие системы «коммон рейл» (ЗР, 1997, № 8). Благо, опыт работы над аналогом — электронным впрыском бензина — есть и в Заволжье, и у партнеров моторостроителей.

ЗМЗ-514.10 встает под капот «Газели» как родной — спасибо бензиновым братьям, которых туда приспособили несколько лет назад. Новые топливные трубопроводы да генератор, совмещенный с вакуумным насосом — вот, собственно, и все переделки. Не исключено, впрочем, что ГАЗ внесет еще какие-то изменения, когда (и если) заволжский дизель дойдет до его конвейера.

Кстати, о перспективах. До установки на эту «Газель» заволжские дизели работали только на стендах, сейчас идут дорожные испытания. Дизельное направление на ЗМЗ ныне приоритетное (в этом могли убедиться посетители МИМС-98 — автомобиль с новым дизелем стал главным козырем заволжцев). Заводчане обещают выдать опытно-промышленную партию в 1999 году.

Современный дизель неплох и для «Волги» (в первую очередь, такси), и для новых УАЗов. Однако конкурент у «514-го» уже есть — адаптированный к нашим условиям австрийский «Штайр», он же ГАЗ-560 (ЗР, 1998, № 8). Пока, по оценкам специалистов ЗМЗ, российский мотор выходит дешевле; но, похоже, жизнь новорожденного не будет слишком легкой.

...Тем временем недолгая поездка на уникальной — первой с заволжским дизелем — «Газели» заканчивается. Приятный автомобиль. Основное впечатление «из-за руля» — едешь спокойно, не напрягаясь. Сравнения простецкой полуторки с именитыми конкурентами уже не кажутся столь надуманными. В общем, «ребенок был резов, но мил...»

Путевка в жизнь дизелю ЗМЗ дана. Юбилей отмечен. «За работу, товарищи!» Надеемся, что увидим возмужавший серийный двигатель, не дожидаясь следующей знаменательной даты.

Развозная полуторка с дизелем — то, что надо.

Так выглядел первый ЗМЗ-406Д.10.

«Газель„+дизель=...

Родословная

А началось все 20 (!) лет назад. В 1978-м ГАЗ выдал ЗМЗ задание на проектирование совершенно нового семейства моторов Э403.10 для будущей «Волги». В гамме был 2,3-литровый турбодизель с чугунным блоком цилиндров. Расчетная мощность — 80–90 л. с. 

Обстоятельства заставили «опуститься на землю» и вернуться к базовой конструкции. В 1982–1984 гг. на основе «волговского» ЗМЗ-402.10 создали вихрекамерный дизель (2,45 л, 68 л. с.). Дело дошло до испытаний в составе автомобиля на полигоне НАМИ. Казалось, совсем скоро появится отечественный серийный легковой дизель. Но министерство выдало директиву: двигатели будут делать на Ульяновском моторном (УМЗ). Это решение не приблизило рождение ульяновского мотора, а лишь отдалило появление заволжского.

Зато когда командовать заводами стали не чиновники, а рынок, дизелизация на ЗМЗ пошла сразу в нескольких направлениях. В 1993-м был сделан макет двухтактного авиационного двигателя ДН-200. Проектировали (в расчете на автомобили ГАЗ) семейство трех- и пятицилиндровых моторов, самый мощный из которых при рабочем объеме 1,65 л развивал бы 103 л. с. Были построены экспериментальные образцы. Вряд ли сегодня у двухтактников есть перспективы, зато инженеры набирались опыта.

Тем временем из «403-го» семейства вырос нынешний ЗМЗ-406. Одновременно с освоением бензиновых моторов начали создавать на их базе турбодизель. 30 ноября 1995-го заработал первый двухлитровый 105-сильный 406Д.10. Его дальнейшее развитие — современный ЗМЗ-514.10 

С 1996 года совместно с ЯМЗ в Заволжье работают над четырехцилиндровым 130-сильным дизелем объемом 4 л для ПАЗов и грузовиков ГАЗ (ЗР, 1998, № 6).

Техническая характеристика дизельного двигателя ЗМЗ-514.10 

Число цилиндров — 4; диаметр цилиндра и ход поршня — 87х94 мм; рабочий объем — 2,24 л; степень сжатия — 20; мощность — 81 кВт/110 л. с. при 4500 об/мин; максимальный крутящий момент — 235 Н.м при 2000–3000 об/мин; удельный расход топлива — 210 г/кВт.ч; масса — 225 кг.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые