Сделано в СНГ: союзный автопром не находит места на российском рынке

Падение спроса на автомобили в России сказалось и на положении автопрома соседних стран, для которых наша страна всегда была крупнейшим экспортным рынком. Если не основным. Серьезным препятствием для автопроизводителей из СНГ стал и утилизационный сбор, уплату которого им власти на местах не компенсируют, как у нас. Между тем иностранные автоконцерны пробуют наладить сборку автомобилей для российского рынка в таких странах, как Беларусь и Казахстан, поскольку они могут беспошлинно поставлять свою продукцию в рамках евразийского таможенного пространства и обладают более дешевой рабочей силой.

Opel заходит через Белоруссию

На белорусском предприятии «Юнисон» недавно стартовала сборка кроссовера Opel Mokka, который будет поставляться в том числе и на российский рынок (первые машины прибудут в РФ ближе к осени, сообщили «За рулем.РФ»). Проект General Motors по производству автомобилей в Белоруссии изначально был ориентирован на экспорт в Россию, куда предполагалось отправлять большую часть выпущенных машин. Показательно, что в июне 2013 года, когда GM и «Юнисон» достигли договоренностей о сотрудничестве, на заводе под Минском планировалось производить Opel Corsa, поскольку это была единственная из продающихся на российском рынке массовых моделей с молнией на радиаторной решетке, которая не выпускалась локально и поставлялась по импорту. Однако к моменту запуска производства Opel в РБ бестселлером марки стал кроссовер Mokka, а его сборка на мощностях калининградского «Автотора» была прекращена в связи с решением компании покинуть российский рынок к концу 2015 года.

Opel Mokka

По словам PR-менеджера Opel Назели Атабековой, Mokka остается самой популярной моделью, на которую приходится треть всех продаж Opel в России. «До конца 2015 года мы продолжаем продавать автомобили Opel в России, должны обслуживать нужды наших дилеров и удовлетворять спрос, поэтому производство новых автомобилей Opel Mokka вполне оправданно», – говорит она.

Между тем GM и «Юнисон» ведут переговоры о расширении модельного ряда белорусской сборки за счет автомобилей премиальной марки Cadillac – их выпуск может начаться в сентябре этого года. Как известно, в июне производство «Кадиллаков» будет завершено на заводе GM в Санкт-Петербурге, после чего предприятие законсервируют. Однако будут ли белорусские автомобили поставляться в Россию, пока неизвестно. «В настоящий момент рассматриваются различные варианты сотрудничества с «Юнисон», – сказала PR-менеджер Cadillac Наталья Крамаренко, не раскрыв деталей.

Кстати, на заводе «Юнисон» с конца прошлого года также выпускаются автомобили Peugeot и Citroen, которые реализуются исключительно на местном рынке. В отличие от GM, французский автоконцерн наладил на предприятии сборку сразу широкого ряда моделей – седанов Peugeot 301, Peugeot 508 и Citroen C-Elysee, кроссовера Peugeot 3008, а также коммерческих Peugeot Partner и Citroen Berlingo. Хотя бестселлерами на белорусском рынке являются Peugeot 408 и Citroen C4 седан, импортируемые с калужского завода «ПСМА Рус». Несмотря на то, что в Белоруссии налажена сборка моделей, которые в Калуге не производятся, поставлять их на российский рынок не планируется. Как сообщила PR-менеджер «Пежо Ситроен Рус» Марина Степина, в регионе СНГ за пределами России PSA Peugeot Citroen осуществляет крупноузловую сборку автомобилей на «Юнисоне» и в Казахстане на костанайской производственной площадке. Продукция этих предприятий предназначена только для внутренних рынков.

Все новинки Geely будут белорусскими

Еще один белорусский завод «БелДжи» с декабря 2013 года поставляет в Россию кроссовер Geely Emgrand X7, тогда как модели Emgrand EC7, GC6 и MK Cross производятся для нашего рынка на мощностях предприятия «Дервейс» в Карачаево-Черкесии. Как отмечает генеральный директор Geely в России Игорь Овсянников, проект «БелДжи», стартовавший в 2012 году, стал стратегическим для Geely как инвестора совместного предприятия, что принципиально отличает его от сотрудничества с компанией «Дервейс», с которой Geely планирует продолжать партнерские отношения и в будущем.

Кстати, на «БелДжи» помимо Emgrand X7 выпускаются модели Geely SC7 и LC-Cross, а автомобили белорусской сборки поставляются также на рынок Казахстана. Мощность предприятия в Борисове позволяет выпускать методом крупноузловой сборки до 15 тыс. машин в год. А в конце июня этого года «БелДжи» планирует начать строительство нового завода полного цикла, запуск которого намечен на 2017 год. Мощность первой очереди будущего предприятия составит 60 тыс. машин в год, запуск второй очереди увеличит производительность до 120 тысяч. По словам Игоря Овсянникова, Geely предполагает повышение значимости проекта «БелДжи» для российского рынка за счет выпуска и поставок в нашу страну более широкого модельного ряда. Так, следующей моделью, производящейся на этом предприятии для России, станет рестайлинговый Emgrand EC7 (FE3/4). «Принципиально завод «БелДжи» в перспективе будет основной площадкой для производства всех новых моделей Geely», – заявил Игорь Овсянников, отметив, что компания планирует продолжать выпуск автомобилей Geely и на «Дервейсе».

Из Казахстана — только Lada

А вот Казахстан, который в последние годы стал крупнейшим экспортным рынком для российских автозаводов, автомобили местной сборки на наш рынок пока не поставляет. Правда, еще в 2013 году казахстанский автохолдинг «Аллюр», выпускающий, в частности, автомобили SsangYong, намеревался продавать в нашей стране внедорожник Nomad, однако против этих планов выступил дистрибутор SsangYong в России. «На данный момент невозможно появление на российском рынке автомобилей SsangYong казахстанской сборки», – подтвердила эту позицию PR-менеджер SsangYong Екатерина Калинская.

Одним из барьеров для автопроизводителей Казахстана на российском рынке является нелояльность местных дистрибуторов к зарубежным производителям, считает директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. «Это совершенно естественно при низкой загрузке локальных мощностей, не говоря о ситуации остановки конвейеров, в которой сегодня находится российский автопром», – отмечает эксперт.

Впрочем, компания «Аллюр» до сих пор не оставляет своих планов по экспорту в Россию SsangYong Nomad, а также других моделей. По словам председателя совета директоров ГК «Аллюр» Андрея Лаврентьева, целесообразность экспорта на российский рынок автомобилей из Казахстана заключается, прежде всего, в том, что на территории России производятся не все модели, имеющие потенциал спроса у местных покупателей. К примеру, на предприятии «Аллюр» выпускается внедорожник Toyota Fortuner, который в России не представлен. В свою очередь в пресс-службе «Тойота Мотор» сообщили, что в настоящий момент нет планов поставлять на российский рынок автомобили Toyota, производимые в Казахстане. «Однако Toyota всегда внимательно следит за ситуацией на рынке и принимает взвешенные решения в области производства, логистики и других стратегических направлений бизнеса», – добавили в японской компании.

На казахстанском предприятии «Азия Авто»

Кроме того, казахстанские автозаводы могли бы поставлять в Россию автомобили брендов, свернувших производство в нашей стране. Так, на усть-каменогорском заводе «Азия Авто» среди прочих марок выпускаются модели Chevrolet, однако об их экспорте на российский рынок речь не идет. Зато в Россию будут поставляться Lada, производство которых наладят на строящемся сейчас заводе «Азия Авто Казахстан». Там планируется выпускать все новые модели АВТОВАЗа, включая седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY. Правда, автомобили Lada казахстанской сборки будут продаваться только на территории Сибири и Урала, где уже в этом году «Бипек Авто» открыла первые дилерские центры. По планам с завода мощностью 120 тысяч машин в год на экспорт в Россию пойдет до 70 тысяч автомобилей Lada.

Стоит отметить, что в рамках Евразийского экономического союза и Казахстан, и Белоруссия могут беспошлинно поставлять свои автомобили на рынки стран-участниц ЕАЭС, включая Россию, при условии, что локализация производства составляет не менее 30% (с 2018 года – 50%). Однако препятствием для экспорта автомобилей на российский рынок стал утилизационный сбор, который, впрочем, распространяется на всех автопроизводителей, в том числе и отечественных. «Если российским автозаводам уплату утильсбора исправно компенсирует правительство России, то для казахстанских производителей такие компенсационные механизмы не предусмотрены. Как следствие автозаводы Казахстана остаются на границе российского рынка в столь же дискриминированном положении, что и производители других государств, не имеющих отношения к евразийскому таможенному пространству. Путь на рынок России для них закрыт утилизационным сбором», – констатирует Олег Алферов.

Былая слава Nexia и Lanos

Значительно теряет позиции в нашей стране продукция СП «GM-Uzbekistan», чья Daewoo Nexia в прошлые годы входила в число лидеров среди иномарок. Сегодня же самая продаваемая модель Daewoo – седан Gentra – не входит и в Топ-25 российских бестселлеров. Во многом из-за падения спроса на нашем рынке АК «Узавтосаноат» снизила планы производства на ближайшие годы, ведь в объемах выпуска той же Daewoo Gentra половина предназначалась для экспорта в страны СНГ и, прежде всего, Россию. Возможно, положение марки Daewoo на российском рынке исправит расширение модельного ряда, который в следующие несколько лет должны пополнить новые минивэн, компактный хэтчбек и бюджетный кроссовер. А ближайшими новинками Daewoo станут седан Nexia нового поколения и обновленная Gentra.

Еще тяжелее ситуация в украинском автопроме, для которого Россия до недавнего времени являлась крупнейшим экспортным рынком. Так, Запорожский завод, некогда поставлявший в нашу страну одну из самых популярных иномарок — Chevrolet Lanos, в последние годы был представлен на российском рынке моделями ZAZ Chance и Vida. А предприятие «Богдан Моторс» продавало в России под собственным брендом Bogdan автомобили семейства Lada 110, а также коммерческие модификации на их базе. По данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», после кризиса 2008 года, когда местный автомобильный рынок рухнул в несколько раз и так и не смог полностью восстановиться, экспорт в Россию составлял 40% в объеме производства украинских автозаводов.

«Однако введение утилизационного сбора на импортные автомобили и последующее мощное государственное субсидирование автопроизводства в России сделало украинскую продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. В результате поставки легковых автомобилей из Украины в РФ в этом году практически остановлены, а в прошлом году составили не более 2% общего объема экспорта против 90% до введения утильсбора», – рассказывает директор департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников. По его словам, потеря основного внешнего рынка не могла не отразиться негативно на производственных планах украинских заводов, себестоимости продукции и рентабельности производства. В прошлом году из-за прекращения поставок в Россию, а также в условиях кризиса на украинском рынке ЗАЗ и «Богдан Моторс» были вынуждены практически полностью остановить производство.

«Что касается возможности возобновления экспорта в Россию, то при существующей системе государственного протекционизма в РФ она видится маловероятной, – рассуждает Георгий Овсянников. – В такой ситуации украинские автопроизводители вынуждены уделять больше внимания своему положению на внутреннем рынке, который стал меньше и по покупательной способности, и территориально, а также активно искать новые внешние рынки».

Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, не стоит переоценивать значение российского рынка для автопроизводителей из стран СНГ, для которых приоритетным является все же собственный рынок. «А то, что они оказались в тяжелом положении, в наибольшей степени объясняется непростой ситуацией в экономике этих стран, падением доходов населения, не готового покупать товары длительного пользования, одним из которых является автомобиль. Российские потребители лишь в очень небольшой степени ответственны за это», – резюмирует эксперт.

Подпишитесь на «За рулем» в