На двух колесах: почему растет число ДТП с участием мотоциклистов

Количество аварий с участием мотоциклистов неуклонно растет. В чем причина? Эксперты считают, что проблема в низком уровне обучения и устаревших правилах сдачи экзаменов.

Осенью 2013 года появились новые категории и подкатегории управления транспортными средствами. Вместо одной мотоциклетной категории их стало три: М (мопеды, скутеры до 50 куб. см), А1 (легкие мотоциклы с объемом до 125 куб. см) и А (любые мотоциклы).

Помимо этого изменились и правила обучения в автошколах. Для всех кандидатов в водители на теорию отводится 134 часа, а на вождение мотоцикла — 18 часов. В ГИБДД будущие мотоциклисты сдают экзамены по трем упражнениям: первое – «габаритный коридор», «габаритный полукруг», разгон-торможение, второе – змейка, колейная доска, управление на малой скорости, третье – «габаритная восьмерка». Очевидно, что успешная сдача экзамена – это лишь подтверждение базовых навыков.

А насколько может водитель мотоцикла правильно реагировать на дорожную обстановку в реальных условиях? Этого в ГИБДД не проверяют. А зря. Ежегодно в России гибнет более тысячи мотоциклистов и почти 10 тысяч получают травмы. По мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, основными проблемами являются незнание или игнорирование ПДД водителями мотоциклов и отсутствие навыков управления, а также неиспользование средств защиты.

Вообще, проблема дорожной безопасности и ДТП с участием мотоциклистов возникла не сегодня и не вчера. Еще два года назад ГИБДД готовила проект постановления, в котором была предусмотрена сдача практического экзамена в условиях реального городского движения. Кроме того, предполагалось повысить и минимальный возраст для получения прав категории А. Но в правительстве проект не приняли. Или посчитали, что это очень сложно, или побоялись общественного резонанса.

В прошлом году тема вновь была поднята на круглом столе по вело- и мотобезопасности с участием разных экспертов и представителей власти. Предложения были направлены в Общественную палату (ОП). И вот спустя год представитель ОП Дмитрий Чугунов обратился с письмом в комитет по транспорту Госдумы РФ с предложением инициировать внесение поправок в действующее законодательство и обязать желающих ездить на мотоцикле сдавать практический экзамен не только на площадке, но и в городских условиях. По мнению Дмитрия Чугунова, введение такого экзамена, а также создание новой системы обучения в автошколах поможет существенно снизить количество ДТП с участием мотоциклистов и водителей скутеров.

Необходимость изменения обучения мотоциклистов и сдачи экзаменов поддерживает и Андрей Бойко, обладатель кубка России по кольцевым мотогонкам, журналист и телекомментатор. Он считает, что сегодня обучение в автошколе и сдача экзамена в ГИБДД – это всего лишь формальность, позволяющая получить «корочку». Даже доведя свои умения на площадке до идеала, на дороге новичок встретится с массой трудностей, к которым он попросту не готов. Никто, к примеру, не учит управлению мотоциклом на скользкой дороге. Резкие торможения с перестроениями для большинства также что-то непонятное.

«Конечно, необходимо вводить экзамены в городских условиях. Причем экзамен должен длиться не менее 20 минут. Сотрудники ГИБДД должны удостовериться, что новичок готов к городскому движению», – говорит Бойко. По его мнению, организовать подобные экзамены не так сложно.
Илья Молодцов

Заместитель начальника отдела экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД РФ по г. Москве Илья Молодцов считает, что реформа обучения и порядка получения водительских удостоверений мотоциклистов жизненно необходима. Норма, обязывающая кандидатов в водители по подкатегории А1 и категории А сдавать экзамен в условиях дорожного движения, изначально содержалась в проекте постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Проект был разработан ГУОБДД МВД России еще в 2013 году, но по ряду причин не получил одобрения.

«Порядок сдачи экзаменов необходимо менять. В настоящее время кандидаты в водители ТС данных категорий (М, А1 и А) сдают только теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления на площадке. Очевидно, что такой подход исключает возможность оценки навыков управления мотоциклом в потоке транспортных средств, – поясняет Молодцов. – Соответственно, делать выводы о способностях управления мотоциклом в условиях дорожного движения не представляется возможным. Сам по себе мотоцикл гораздо сложнее в управлении, чем легковой автомобиль. Тем более практически все мотоциклы выпускаются с механической трансмиссией. Более того, обучение водителей мотоциклов в автошколах также не включает в себя участие в дорожном движении. Получается, что любой свежеиспеченный мотоциклист — потенциальный участник ДТП. Причем мы априори знаем, что он не может иметь навыков управления мотоциклом в условиях реального дорожного движения по объективным причинам».

Выходит, что абсолютно все – и общественные организации, и представители органов власти, и мотоэксперты – ратуют за изменение обучения и сдачи экзаменов. Так за чем же дело стало? Когда в правительстве услышат о проблеме? Когда количество жертв на дорогах станет еще больше? Надеюсь, предложения Общественной палаты и ГИБДД будут рассмотрены и необходимые поправки в законодательные акты примут. Также надеюсь, что те, кто уже получил водительское удостоверение и купил мотоцикл, больше внимания уделят вопросам безопасности. Кроме нас самих об этом, увы, некому думать. Ведь в федеральной целевой программе по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года проблема двухколесного транспорта отсутствует как таковая.

Подпишитесь на «За рулем» в