Проверяем АЗС: где недоливают и чем бодяжат топливо

С начала этого года Росстандарт и прокуратура РФ проверили 2587 АЗС и практически на каждой второй нашли грубые нарушения — либо топливо некачественное продают, либо недоливают его. В один из таких рейдов по Ярославской области отправился с фотоаппаратом Максим Приходько.

IMG_7544

IMG_7544

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

После того как ГОСТы на автомобильное топливо отменили, качество бензина и солярки регулируется техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), в котором перечисляется то, чего не должно быть в горючем: это металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца и присадки на основе метанола.

К числу самых страшных врагов относятся монометиланилин (ММА) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Использование этих присадок при изготовлении бензина допускается, но при строгой дозировке. МТБЭ в повышенных дозах (более 15%) приводит к падению мощности мотора и разъедает уплотнения в топливной системе. ММА на территории России разрешен для топлива четвертого класса (не более 1%), причем выпуск такого бензина должны прекратить с 1 января 2016 года. В бензинах пятого класса наличие ММА вообще недопустимо.

А недоливают топливо повсеместно. По оценке специалистов Росстандарта, АЗС недодают в среднем около 300 мл на каждые 10 литров. Если заправка ежесуточно продает 4–5 тонн топлива, то суммарный недолив может доходить до 140 литров, а это 5000 рубликов. В месяц — 150 тысяч!

IMG_7421

IMG_7421

ВЕЧНЫЙ БОЙ

Вот и первая на нашем пути АЗС. Принадлежит ООО «ЭКОН». Вертикальная стела с прейскурантом на топливо, несколько колонок, операторская будочка для приема денег с выцветшими копиями документов. Глава Росстандарта, эксперты, работники ярославской прокуратуры, полиция и пресса взяли в кольцо маленькое окошечко с перепуганной операторшей: «Предъявите паспорта качества и ТТН на топливо, это проверка!».

ТТН — товарно-транспортная накладная, говорящая о том, с какого завода или нефтебазы прибыло топливо и какого оно класса. Обязательно должен быть и паспорт качества, снабженный уникальным личным кодом, таким же, как у ТТН. Для чего — понятно. Можно один раз купить хорошее топливо с настоящими документами, а потом под эту марку продавать что угодно. Помните ММА и МТБЭ? Они обходятся в сущие копейки по сравнению с той прибылью, которую приносят: до 200% чистого навара! А с помощью этой химии любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ‑95 и АИ‑98.

Поскольку АЗС является объектом частной собственности, мы даже в присутствии прокуроров не смогли взять пробы из хранилищ без полномочного представителя заправки. Стали ждать хозяина с теми самыми ТТН. Стратегия бури и натиска дала сбой.

IMG_7456

IMG_7456Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.
Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.
Спустя десять минут после нашего приезда появлялись таблички.

Пока ждали хозяина, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отчитался о наложенных за год 22 миллионах рублей штрафов и о возбужденных административных делах. Затем наступил черед второй атаки: приехал начальник АЗС.

Брать пробы следует не из колонки, а из подземной емкости. И снова препоны. В некоторых резервуарах оказалось мало топлива, а если захватить муть со дна, такой результат легко опротестовать в суде. Но хуже то, что диаметр мерной емкости (она выполнена по ГОСТ 2517, в виде цилиндра) оказался ощутимо больше диаметра приемной трубы емкостей — и бригада мобильной лаборатории Росстандарта не смогла взять пробу! Начальник территориальной инспекции ЦМТУ Росстандарта Владимир Иванов признался, что этот случай не уникальный, ведь расхождение в диаметрах труб никак не преследуется законом. Современные АЗС строят по ГОСТам, но полно и старых станций, подобных той, на которую мы заехали. Наша атака захлебнулась во второй раз.

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ

Результаты рейда таковы: у ООО «ЭКОН» качество бензинов АИ‑92 и АИ‑95 было в норме, лишь документы на поставку топлива подкачали; в солярке обнаружилось повышенное содержание серы.

На АЗС местной сети ООО «Петролеум Плюс 33» документы на топливо вовсе не нашлись. Недолив топлива составил 70–80 г/10 л при допустимом отклонении в 25 граммов.

СУХОЙ ОСТАТОК

С недоливом и бодяжным топливом борются, опираясь на статью 14.43 КоАП (нарушение изготовителем требований технических регламентов). Штраф — от 100 тысяч рублей до миллиона с приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Из 1113 нарушений, выявленных с начала года, 940 случаев пришлось на независимые АЗС. Наверняка владельцы отделались минимальным штрафом. А проверки случаются не каждый день. Купил бензовоз откровенной бодяги, реализовал за короткий срок по бросовой цене — и всё, ищи ветра в поле. Из-за таких дельцов страдают добросовестные мелкие АЗС; не имея собственных хранилищ, они вынуждены покупать топливо у крупных компаний чуть не через день, а цены на мелкооптовые партии постоянно растут. Честным частникам остается либо закрываться, либо привлекать клиентов магазинчиками и мойками, которые большого дохода не приносят.

IMG_7562

IMG_7562 На другой АЗС это топливо продавали в виде «сухпая» — присадки ДТ‑300. За 319 рублей предлагалось самому довести топливо до кондиции.
На другой АЗС это топливо продавали в виде «сухпая» — присадки ДТ‑300. За 319 рублей предлагалось самому довести топливо до кондиции.
Это топливо продавали в виде «сухпая» — присадки ДТ‑300. За 319 рублей предлагалось самому довести топливо до кондиции.

Сетевые АЗС тоже не всегда чисты на руку: к ним 141 раз применили штрафные санкции (в 34 случаях — по причине плохого качества топлива, прочие претензии были к недоливу).

Каждый заезд на АЗС по-прежнему сродни русской рулетке. Наш совет стар как мир: заправляться на проверенных АЗС и не клевать на дешевый бензин.

Запрещенные добавки

  • Если в бензине обнаружится большая доза ферроценов (железосодержащие присадки), то железный капут придет в первую очередь свечам зажигания. Вторым падет датчик кислорода, а за его гибелью последует преждевременная кончина каталитического нейтрализатора.
  • Оксид марганца, содержащийся в суррогатном бензине, может прикончить свечи и привести к образованию отложений в двигателе, поскольку его производные окисляют компоненты топлива и загрязняют оксидами агрегаты топливной системы. Применение оксида марганца запрещено из-за вредного влияния на окружающую среду, так как он страшно ядовит.
  • Тетраэтилсвинец — ядовитое металлоорганическое вещество. Относится к наиболее высокому классу опасности. Запрещен во многих странах мира, в том числе и в России.

Фото: Эксперт
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (49)

Самые новые