Российский авторынок — 2015: упасть и не отжаться

Кризис на российском авторынке длится уже несколько лет, однако в уходящем году он достиг своего апогея. От падения спроса не смогли удержаться ни популярные вседорожники, ни даже автомобили премиум-класса. Виной тому – сокращение доходов россиян на фоне роста цен, поэтому ждать восстановления продаж новых машин можно только с улучшением экономической ситуации в стране.

Год от года не легче

Российский авторынок показывает падение вот уже несколько лет подряд, и с каждым годом оно лишь усугубляется. Если в 2013 и 2014 годах продажи новых автомобилей сократились на 5% и 10% соответственно, то в уходящем году они рухнули почти на 37% и по итогам года составят порядка 1,57 млн машин, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса.

«В последние годы российский авторынок действительно переживает не лучшие времена – продажи автомобилей неизменно падали, а цены на них росли. Особенно ситуация обострилась к концу 2015 года, когда падение общего уровня продаж достигло 40%, а средние цены на автомобили выросли на 25-30%», – комментирует директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Основной экономической причиной такой ситуации, по его мнению, является нестабильный курс рубля и снижающаяся покупательная способность населения. Сказались и политические факторы, влияние которых в прошлые годы было не таким заметным – санкционные войны привели к дополнительному подорожанию новых иномарок в России.

Впрочем, падение продаж новых машин могло быть еще сильнее, если бы не госпрограммы стимулирования спроса – утилизационные скидки, льготные автокредиты и субсидируемый государством лизинг автомобилей. Без них, по оценкам экспертов, российский авторынок рухнул бы более чем вдвое. Как считает директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Сити» Владимир Мирошников, запущенные меры стимулирования спроса поддержали рынок в очень значительной степени, а самой эффективной из них оказалась программа льготного автокредитования.

Курс на импортозамещение

АВТОВАЗ рассчитывает со своими новинками упрочить положение на рынке

Лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, который по итогам 11 месяцев 2015 года реализовал 245,6 тыс. автомобилей Lada (-30%). Благодаря тому что падение продаж вазовских машин оказалось меньше, чем в целом по рынку, тольяттинский автогигант несколько нарастил долю до почти 17%, однако до намеченных 20% дотянуть не смог. Бестселлером АВТОВАЗа по-прежнему является бюджетная Lada Granta, однако в этом году она рискует утратить статус самой продаваемой модели в России. Впервые в истории отечественного авторынка бестселлером года может стать иномарка – за январь-ноябрь Hyundai Solaris по итогам месячных продаж становилась лидером чаще, чем Granta. Между тем АВТОВАЗ намерен укреплять свои позиции на рынке с помощью новых моделей – Lada Vesta и XRAY, которые должны дать отпор корейским конкурентам. Как считает Александр Зиновьев, если новинки АВТОВАЗа понравятся потребителям, а государство окажет посильную поддержку специальными программами, то в последующие несколько лет отечественный производитель будет весьма успешен.

Удачно сложился 2015 год для Ульяновского автозавода, который за январь-ноябрь реализовал 42,4 тыс. автомобилей, что соответствует уровню прошлого года. Локомотивом продаж стал флагманский вседорожник УАЗ Патриот, в августе получивший очередные обновления. По словам Владимира Мирошникова, отечественные марки смогли существенно улучшить качество продукции, и сегодня они действительно могут конкурировать по набору потребительских свойств с одноклассниками зарубежных брендов. Вместе с тем АВТОВАЗ и УАЗ укрепляют свою дилерскую сеть за счет сотрудничества с сильными дилерами, что, безусловно, сказывается на объемах продаж. Напомним, в этом году продажами Lada стали заниматься такие ведущие автохолдинги, как «Автомир» и Major Auto, а «Рольф» начал работать с маркой УАЗ.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в