Кризис жанра: почему россияне отказываются от автомобилей гольф-класса?

Автомобили гольф-класса долгое время были бестселлерами на российском рынке, занимая львиную долю продаж. Однако в последние годы россияне все больше предпочитают сопоставимые с ними по цене модели В-класса с лучшим оснащением или компактные кроссоверы. Несмотря на то что кризис серьезно усугубил эту тенденцию, автопроизводители не намерены совсем уходить из С-сегмента и надеются на восстановление спроса с улучшением экономической ситуации в стране.

Игра в гольф-класс

Автомобили гольф-класса стремительно теряют популярность у российских покупателей. Не так давно С-сегмент был крупнейшим на российском рынке – еще в 2008 году на него приходилось 40% всех продаж, а бестселлерами среди иномарок были Ford Focus и Chevrolet Lacetti. С тех пор доля автомобилей С-класса неуклонно снижалась и по итогам 2015 года составила рекордно низкие 11,5%, гласят данные «Автостата».

«Действительно, С-класс был очень популярен, поскольку в свое время он обладал всем необходимым для большинства автомобилистов: просторный салон, вместительный багажник, средний расход топлива и умеренная цена. Но в последнее время существенно подрос B-класс, в котором за сопоставимые деньги можно получить более оснащенный автомобиль», – комментирует президент ГК «Автодель» Михаил Смолянов.

«Фокус» не прошел

После успеха Renault Logan на российском рынке автопроизводители начали активно выводить в B-сегменте локализованные новинки: Volkswagen Polo sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Datsun on-DO… Как отмечают аналитики «Атлант-М», так сложилось, что, исходя из представления автопроизводителей о предпочтениях россиян, наиболее массовые модели российской сборки, с самой высокой степенью локализации, принадлежат не к C-, а к B-классу, как и основная масса автомобилей Lada. В результате ряд популярных в Европе моделей гольф-класса оказались в России не локализованы (Volkswagen Golf, Mazda3, Toyota Corolla/Auris), а тех моделей российской сборки, которые остались «в рынке», оказалось недостаточно.

Показательно, что Ford Focus, который на протяжении семи лет становился самой продаваемой иномаркой в России, в кризисном 2009 году впервые уступил этот титул Renault Logan, а в 2011-м с выходом на рынок Hyundai Solaris утратил его окончательно. Из локально выпускаемых моделей гольф-класса Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan массовым спросом никогда не пользовались, хотя и стали бестселлерами этих французских марок. А вот седан Nissan Almera оказался достаточно успешным на российском рынке, чего, кстати, нельзя сказать о других моделях Nissan в этом сегменте – Sentra и Tiida. Лидерами продаж среди автомобилей гольф-класса сегодня являются Nissan Almera, Skoda Octavia, Kia cee’d, Volkswagen Jetta и Ford Focus.

По словам аналитиков «Атлант-М», большой ущерб С-классу нанес уход из России General Motors. Модели Chevrolet Cruze и Opel Astra не только доминировали в модельном миксе GM в нашей стране, но и составляли значительную долю продаж в С-сегменте (порядка 20% в 2012-2013 гг.). Еще раньше покинула российский рынок Chevrolet Lacetti, достойного преемника которой GM не предложил.

Между двух огней

Покупателей у гольф-класса отнимают не только компактные седаны и хэтчбеки, но и вседорожники, такие как Renault Duster, Toyota RAV4 и Nissan Qashqai. Сегодня это крупнейшие и самые перспективные сегменты на российском рынке – по итогам 2015 года B-класс занял долю в 39,8%, а на SUV пришлось 36,2% всех продаж.

По словам директора по коммуникациям Nissan Романа Скольского, на сегмент С оказывают давление два сегмента, доля которых в последнее время растет достаточно уверенно. Это В-сегмент с более дешевыми седанами и высокой степенью локализации, а также сегмент С-кроссоверов. Покупатели понимают незначительную разницу в цене между седаном С-класса и кроссовером, предпочитая последний в силу особенностей российской эксплуатации.

«Вседорожники дороже B-класса, но обладают увеличенным клиренсом, менее изнашиваемой подвеской, более проходимы. Однако сейчас мы наблюдаем значительное снижение спроса и на автомобили SUV-сегмента, по большей части из-за их удорожания на фоне колебаний курса валют», – добавляет Михаил Смолянов.

Жертва кризиса

Впрочем, больше всего кризис сказался именно на продажах автомобилей гольф-класса, которые падают значительно сильнее рынка в целом. По данным «Автостата», в прошлом году россияне купили 171,9 тыс. таких машин, что на 53,7% меньше, чем в 2014 году. Для сравнения, снижение реализации в B-сегменте составило 20%, а спрос на SUV сократился на 40,7%.

Падение спроса на автомобили С-класса в последние годы во многом обусловлено снижением платежеспособности покупателей, считает руководитель отдела продаж «Авторусь» в Подольске по бренду Chevrolet Niva, Opel, Chevrolet Любовь Кузнецова. «Для кого-то покупка автомобиля, в том числе в кредит, стала в принципе невозможной, а другая часть покупателей решила приобрести более доступный по цене автомобиль. Значительная часть аудитории С-класса переориентировалась на В-класс, а в каких-то случаях даже на сегмент А. При выборе автомобиля клиенты просчитывают необходимые дополнительные расходы на налоги, страховку, расход топлива, сервисное обслуживание и т.п.», – рассказывает она.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в