Автомобильный шоп-тур: почему иностранцам выгодно покупать машины в России?

Низкий курс рубля сделал автомобили в России самыми дешевыми в мире и крайне привлекательными для иностранцев. Покупатели из Китая и Европы наряду с нашими соседями из стран СНГ стали частыми посетителями российских автосалонов. Однако скоро поток зарубежных гостей должен сойти на нет, поскольку цены на автомобили вновь поползли вверх.

Валютный парадокс

Из-за пикирующего рубля, падение которого продолжается с осени 2014 года, автомобили в России стали самыми дешевыми в мире. Дело в том, что рублевые ценники на них растут в значительно меньшей степени, чем валютные котировки, поскольку в условиях обвального спроса автопроизводители стараются до последнего сдерживать рост цен. Только в прошлом году, согласно данным PwC в России, средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларовом эквиваленте снизилась на 22%, тогда как в рублях она увеличилась на те же 22%.

Как говорит директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, с 2014 года доллар подорожал в 2,5 раза, а стоимость автомобилей выросла на 25-30%, поэтому валютные цены на автомобили в нашей стране сейчас самые низкие в мире. По его словам, многие иномарки на российском рынке в настоящий момент где-то на 30% дешевле, чем за границей.

К примеру, Toyota Corolla в базовой комплектации сегодня предлагается россиянам от 839 тыс. рублей, что в пересчете на американскую валюту составляет чуть более 11 тыс. долларов. Как говорится в недавнем исследовании «Автостата», это почти вдвое ниже средней цены данной модели по миру – около 20 тыс. долларов. Кстати, до осени 2014 года примерно столько же Corolla стоила и в России, и, как считают эксперты, ее цена рано или поздно должна вернуться на этот уровень. Показательно, что ближе всего к нашей стране по стоимости Toyota Corolla оказалась Канада, где эта модель стоит чуть больше 13,5 тыс. долларов США (16 тыс. канадских долларов + 15% торгового налога). По словам аналитиков, за последний год канадский доллар потерял свыше 30% к американской валюте, при этом цены Toyota сохраняла неизменными, чем и объясняется столь низкая стоимость модели. Для сравнения, в Японии Corolla продается по цене от 14,8 тыс. долларов (1,8 млн йен), в Китае – от 16,8 тыс. долларов (107,8 тыс. юаней), в США – от 17,2 тыс. долларов, в Германии – от 20,4 тыс. долларов (18,7 тыс. евро). А самые высокие цены на модель в Израиле – от 32 тыс. долларов (124 тыс. шекелей), что связано с очень высокими импортными пошлинами и налогами в этой стране, а также сильным курсом национальной валюты. В целом разброс цен на мировой бестселлер от Toyota может достигать трех раз, однако нужно учитывать, что базовые модификации и комплектации Corolla в разных странах отличаются.

Для иномарок, которые производятся в России с высокой долей локализации, разница в ценах может быть еще больше. «Если модель, которая представлена на зарубежном рынке, локализована в России, то в зависимости от доли местных компонентов может меняться и стоимость всего автомобиля, – отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. – К тому же сейчас заметна политика определенного сдерживания цен. Например, все еще можно приобрести автомобили по ценам 2015 года, тогда как с марта-апреля уже будут машины нынешнего года и их стоимость вполне может измениться».

Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Налетай, подешевело!

Очередная волна девальвации рубля в январе этого года вновь привлекла в российские автосалоны гостей из других стран. И хотя доля «транзитных продаж» оказалась гораздо меньше, чем в конце 2014 года, география приезжих покупателей значительно расширилась. Если раньше это были граждане из стран СНГ, преимущественно соседних Белоруссии и Казахстана, то теперь к нам хлынули перекупщики из дальнего зарубежья. К примеру, известны случаи, когда московским дилерам поступали заказы на крупные партии новых машин из Китая.

«Действительно, появилось некоторое количество покупателей из Китая, но их можно пересчитать по пальцам. В основном, они интересуются автомобилями премиум-класса в базовых комплектациях, – рассказывает заместитель вице-президента ГК «Авторусь» Алексей Калячкин. – Если сравнивать ситуацию с декабрем 2014 года, когда из автосалонов скупили все, что было, – дополнительный приток покупателей из соседних стран совсем невелик, по нашим подсчетам, он составляет не более 1%. Покупатели из Белоруссии и Казахстана сейчас не так активны, как в то время».

Аналогичная ситуация наблюдается и в Петербурге, где соседние страны представляет, в основном, Белоруссия, а доля приезжих покупателей, по данным «Auto-Dealer-СПб», варьируется в пределах 1-2% относительно всего рынка. Как отмечает Михаил Чаплыгин, интерес к российскому авторынку со стороны соседей волнообразный – обычно он увеличивается в момент очередного падения рубля.

«Опытные покупатели сейчас играют на валютных скачках как в 1990-е годы. Если грамотно распорядиться финансами, можно сэкономить порядка 20% стоимости автомобиля. Поэтому, даже с учетом расходов на транспортировку и пошлины, покупка получается выгодной», – рассуждает Алексей Калячкин.

При этом зачастую речь идет не о частных покупателях, а о перекупщиках, которые приезжают в Россию за товаром на автовозах. «Перекупщики зарабатывают на объеме. Вывозить одну машину невыгодно, поэтому, например, в прошлом году в Белоруссию уезжали целые автовозы. Это значительно сокращает затраты на логистику», – поясняет Михаил Чаплыгин.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в