Жигули с двумя карданами, автобус-пикап, пожарный на гусеницах

А знаете ли вы, что скрывается за аббревиатурой СМД? А что тягачи бывают двухколесными? А какая особенность отличала ВАЗ-2105? Необычные факты из истории техники вспоминает Михаил Колодочкин.

КУПЕ ДЛЯ ДВОИХ

Знаменитая «эмочка» существовала в разных обличьях, в том числе и в виде двухместного купе. Построенный в единственном экземпляре автомобиль ГАЗ-М2 образца 1937 года с американским двигателем Ford V8 заводская спортивная команда использовала для соревнований, а также для некоторых испытаний.

ДВУХКОЛЕСНЫЙ ТЯГАЧ

В пятидесятые годы прошлого века, когда народному хозяйству потребовалась высокоманёвренная машина в качестве базы для самоходных скреперов и другой землеройно-строительной техники, в Минске создали опытный МАЗ‑529 с единственным ведущим мостом и односкатными неуправляемыми колесами. В паре с прицепным агрегатом (скрепер, землевоз, каток) МАЗ‑529 образовывал сочлененную машину. При повороте этот «автопоезд» как бы ломался: одна половина образовывала относительно другой угол до 90º (в любую сторону). Любопытно, что для перемещения машины без прицепа спереди временно устанавливали опорный каток — своего рода третье колесо! Позднее производство такой техники передали в Могилев — на МоАЗ.

СЕРП, МОЛОТ И СМД

Аббревиатуру СМД с ходу расшифровать непросто. В ней скрыто название Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот» — одного из старейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения СССР. А литера Д связана с продукцией завода, который помимо прочего массово изготавливал дизели типа СМД для тракторов, самоходных комбайнов и других машин. Иными словами, СМД можно расшифровать так: Серп-Молот-Дизель. Сегодня ни названия, ни завода уже нет.

ПОЖАРНЫЙ НА ГУСЕНИЦАХ

О чем говорит шифр МТ-ЛБу-ГПМ‑10? Рассказываем. МТ-ЛБ — многоцелевой транспортер (тягач), легкий, бронированный. Это советский плавающий бронетранспортер, разработанный в конце шестидесятых. Литера «у» означала удлиненный корпус. ГПМ — это гусеничная пожарная машина. Похожая техника и сегодня используется при тушении лесных и нефтяных пожаров. Запас воды такой бронетранспортер либо возит с собой, либо забирает из ближайших источников. В труднодоступные места подобные машины доставляют самолетами типа Ил‑76, а также вертолетами — на внешней подвеске.

ЖИГУЛИ С ДВУМЯ КАРДАНАМИ

Жигули ВАЗ‑2105, появившиеся в конце семидесятых годов прошлого столетия, совершенно неожиданно стали попадать в хронику пожаров. Причина — самовозгорание в салоне. Виноватым оказался… карданный вал рулевого управления, которого не было у Жигулей предыдущих моделей. Причина скрывалась вовсе не в конструктивном дефекте. Оказывается, неопытные горе-мастера, снимавшие пластмассовый кожух рулевой колонки, частенько устанавливали его на место кое-как, не удосужившись должным образом проложить и закрепить жгут электропроводки. В результате карданный шарнир быстро перетирал изоляцию — и при контакте с силовым проводом, не защищенным предохранителем, возникало короткое замыкание.

АВТОБУС-ПИКАП

Автобус РАФ‑251 с деревянно-металлическим кузовом на шасси ГАЗ‑51 выпускался в середине прошлого столетия на Рижской автобусной фабрике. На его базе был создан и необычный пикапчик РАФ‑251Т — эдакая грузопассажирская версия, рассчитанная на 14 пассажиров и 800 кг груза. Скорее всего, забавный пикап существовал в единственном экземпляре.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (24)

Самые новые

Вообще-то «эмочка» Газ-М — это лицензионный Ford Model 40B и там Ford V8 флагманский мотор (прородитель ЗМЗ 511/513 для Газ/Паз), то есть Ford V8 флагманский мотор линейки Ford B,а двухдверный кузов Газ-М2 нечто вроде 1933 Ford Model B Standard 5 window Coupe

Ответить#
0

Так насчет фордов никто и не скрывает!

Ответить#
0

Копией она всё же не была.

Ответить#
0

РАФ‑251Т опередил время: в 90-х мог бы стать популярным у челночников

Ответить#
+3

не мог... Грузопассажирские версии Паз нанимали в 90ые в гос. и муниципальных конторах, спросом у частников он не пользовался... а тут кузов, который только на пересеченке имеет смысл

Ответить#
0

Да, вполне

Ответить#
0

Моазы назывались «скреперы».Маз 529 — это пионер,с двигателем ЯАЗ 206.Потом пошли с ЯМЗ,и ещё сейчас встречаются.В Харькове,под маркой ХТЗ,выпускали трактора — Т-150 один из них.Танки Т-64 и не только,а ещё тягач АТ-Т. (БАТ)

Ответить#
0

МТ-ЛБ отличалась от ЛБу.На последнем ЯМЗ 238Н,с наддувом, — 300л.с.А ЛБ имел обычный 238й и на один каток меньше в трансмиссии.

Ответить#
0

Спасибо —- без зауми и банальностей.

Ответить#
+1

Да, с перетиранием проводов на 2105 и 07 сталкивался не раз. А кто повинен-то? Мастера, которые не уложили жгут за перегородку, или дурацкая конструкция?

Ответить#
0

Я считаю, что все-таки конструкция. Она обязана быть дуракоустойчивой по определению. И возгорания —- лишнее тому доказательство.

Ответить#
0

Пор этой же причине дворники отказывали — вариант «лайт».

Ответить#
0

На «электрике», при проектировании 2105, пробюджетили. Слабые места, кроме упомянутого клубка вдоль рулевой колонки: черный ящик, задние фонари, лягушка, салонная электрика. А ещё, пошли откровенно слабые коробки передач.

Ответить#
0

Да, на старых Жигулях электрооборудование куда надёжнее. Если бы ещё у них предохранители ножевые были... А что лягушка? У 2105 она особенная разве?

Ответить#
0

Согласен, ничего нового, только клеммы отгнивали бастрей и чаще

Ответить#
0

То,что безблоковая проводка была надёжнее — факт.Как понимаю,эти блоки предохранителей и реле ввели как «веяние моды».Где-то читал,что это «технологичнее».Где и в чём технологичнее — это вопрос.Лично сам по заказу клиента устанавливал на «семёрку» проводку от «шестерки».Клиент остался доволен.А «дыру» под блок он автогеном заварил и покрасил.

Ответить#
0

Кстати,даже в жигулевской проводке есть «лишние петли» — цепь габаритов,реле фар и дворников через замок.Зачем там замок — не понятно.Просто выкидываешь лишний толстый провод,а цепь паралелишь с постоянным плюсом без всяких замков.

Ответить#
0

Клемма INT там вообще странная. Заденешь при выключенном замке дворники — они включаются. Зачем?

Ответить#
0

Коробки передач официально отличались только передаточными числами. Проблемы потом пошли с качеством. И вообще, на Жигулях придумали эту неразбериху с передаточными числами. Началось всё с 2106, где существенно сблизили передачи. Вместо того, чтобы уменьшить число главной передачи.

Ответить#
0

Самоотворачивание гайки фланца кардана — сколько себя помню — вещь не устранимая,как и визг моторчика отопителя.Не знаю,был ли такой характерный дефект коробок у первых жигулей(?)

Ответить#
0

У меня проблем с коробкой на 2101 никаких не было. Мягкая, легкая...

Ответить#
0

Да что-то не помню, чтобы на первые коробки от Жигулей жаловались. Может и бывало что-то, но не в таких масштабах, конечно. Если найти хорошо сохранившиеся мост и коробку от первых Жигулей, то цены им не будет.

Ответить#
0

А потом пошли покрышки 175/70–13, которые существенно меньше по диаметру, чем ИЯ-170 от ВАЗ-2103. И редуктор 3,9 на них почти то же самое, что редуктор 4,1 на ИЯ-170. Не совсем, но близко уже.

Ответить#
0

Про упавшее качество и говорю. Не помню частых жалоб на коробки ранних ВАЗов. С появлением 2105, после 100 000км, поломки агрегата, в порядке вещей.

Ответить#
+1