Заменил свечи — угробил мотор? 6 фатальных ошибок автовладельцев

Простейшая, казалось бы, операция по замене свечей зажигания может серьезно навредить автомобилю. Как этого не допустить, рассказывают эксперты «За рулем».

В жигулевскую эпоху периодическое выкручивание и закручивание свечей зажигания было обычным делом. Доступ к ним был удобным: свечи торчали сбоку двигателя. Качество самих свечей было невысоким: когда мотор начинал троить, первым делом грешили именно на них. Что-то чистили, подгибали, а при наличии фирменного аналога заменяли без раздумий.

Сегодня всё по-другому. Свечи попрятались в глубоких колодцах, их ресурс ощутимо вырос, а потому навыки обращения с ними утратились. Одни считают, что свечи служат вечно, другие уверены, что ничего сложного в замене свечей нет. Однако подобный, извините, пофигизм легко может угробить мотор.

Сколько служат свечи?

Долго. Но не вечно.

К примеру, в двигателях Skyactiv-G компании Mazda интервал замены иридиевых свечей составляет 8 лет или 120 тысяч км.

Обычные свечи требуют более частой замены – на вазовских моторах это рекомендовано делать каждые 30 тысяч км.

Но в любом случае затягивать с заменой нельзя – ­особенно на неновых машинах, точный пробег которых неизвестен.

А что, если не менять?

Свеча состоит из разнородных материалов – от керамики до металла, по-разному реагирующих на резкие перепады температуры. Со временем в керамическом изоляторе могут появляться микротрещины – и не дай бог, чтобы даже крошечный его кусочек угодил в цилиндр.

Кусочек керамического изолятора имеет очень высокую твердость и может ­здорово напакостить в цилиндре.

Другая серьезная опасность для мотора кроется в искровом зазоре свечей, который с возрастом постоянно увеличивается. В первую очередь это относится к бюджетным свечам безо всяких «иридиев». Растущий за счет выгорания электродов зазор вызывает рост пробивного напряжения, перегружая вторичную обмотку катушки зажигания. Если ее пробьет, возникнет ворох проблем – вплоть до отказа каталитического нейтрализатора.

Как заменять?

Есть правила, нарушать которые не стоит: отступление от них может дорого обойтись.

Правило №1: остыньте!

И снова вспомним про температуру. Корпус свечи – стальной, а головка блока цилиндров – алюминиевая. Коэффициенты линейного расширения стали и алюминия разные. Поэтому, прежде чем хвататься за свечной ключ, пытаясь вывернуть свечу, дайте мотору как следует остыть – градусов до 40–50 (рука терпит). В противном случае резьбу в головке очень даже просто повредить – и не факт, что удастся обойтись без ее замены.

Нагар на резьбе создает такое сопротивление, что мешает ввернуть свечу на полную глубину.

Правило №2: очистите колодец

У простых восьмиклапанных моторов свечи расположены в небольших углублениях. Неудивительно, что там постоянно накапливаются пыль, песок, порой смоченные потеками масла из-под клапанной крышки. Если вывернуть свечу, то вся эта мерзость угодит в свечное отверстие, а затем – в цилиндр, где будет уродовать его стенки.

Поэтому, прежде чем браться за инструмент, нужно, сняв со свечей колпачки, промыть углубления подходящей автохимией – подойдет древний очиститель карбюратора или иной обезжиривающий состав. Затем — продуть сжатым воздухом из компрессора или очистить пылесосом. И только после этого выворачивать свечи.

У шестнадцатиклапанных моторов нужно проделать то же самое, учитывая, что их колодцы гораздо глубже, а свечи прячутся в них целиком. Первым делом оцениваем состояние колодцев. Масло, пыль, песок – удаляем любым удобным способом. Возможно, что придется озаботиться заменой прокладки (иногда и крышки, если уплотнения колодцев – несъемные).

Правило №3: не экспериментируйте!

В прошлом автомобилисты любили проводить «свечные» эксперименты, подбирая «под себя» калильное число и зазор. Мало того, в попытке перейти на низкооктановый бензин многие использовали свечи с укороченной резьбовой частью, понижая таким образом на какие-то крохи степень сжатия.

Однако современные двигатели гораздо капризнее своих предков, а потому производители категорически возражают против любых отступлений от их рекомендаций. Не одобряется даже переход на многоэлектродные свечи вместо одноэлектродных. Логика в этом есть: производитель ручается только за те компоненты, которые лично проверял: только они дадут уверенность, что свеча не развалится, «забрав» с собой и цилиндр.

Если свеча из-за большого пробивного напряжения повредит не индивидуальную катушку, а модуль зажигания, то недешевую запчасть придется менять целиком.

Диагностика по свечам

При замене свечей неплохо оценить старые и по ним узнать о состоянии двигателя. В общих чертах: на свечах, стоявших в исправном двигателе, резьба не замаслена, нагара на электродах и изоляторе совсем немного, и он светлого цвета.

При установке новых свечей хорошо бы нанести на резьбовую часть графитовый порошок или натереть ее грифелем простого мягкого карандаша. Это облегчит заворачивание и отворачивание. Только графит не должен попасть на электроды и изолятор свечи, ­поскольку он электропроводен.

Какие действия недопустимы при замене свечей, читайте на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в