Колхозная автотека

Колхозная автотека

Если колхоз - миллионер, то и председатель у него не председатель, а топ-менеджер. А топ-менеджерам, как известно, присущи всякие изыски...

Снабженцы Янсонса рыскали по Союзу не только в поисках разных дефицитов, но и тщательно исследовали местные авторынки на предмет старого железа. Выкупали и тащили в "Узвару": исполнительность у прибалтов в крови. Короче, число раритетов достигло мыслимых колхозных пределов - тогда Янсонс, поднапрягшись, организовал Музей техники и этнографии. На большом и живописном участке у речки поставили 200-летний крестьянский дом с тростниковой крышей, что раньше стоял в поле и мешал оратарям пахать и сеять. Потом к дому "переехали" амбары-риги, древняя кузница со всем содержимым, сараи, инструменты, различная утварь. Разумеется, в построенные ангары торжественно въехали древние трактора, машины и мотоциклы.

Музей быстро разрастался, стало тесно, и Янсонс открыл в Бауске филиал - теперь и там машины стоят очень плотно друг к другу.

Об экспонатах филиала мне поведал сотрудник музея Зиедонис Стикис, намертво поразивший энциклопедическими знаниями.

...В 50-е годы по Риге каталось несколько шикарных "Икарусов", а РАФ производил пузатые автобусы, собиравшиеся вручную из-за дешевизны рабсилы - их прозвали "деревянными Икарусами". Теперь они вызывают ностальгию баускских посетителей. Вот выкрашенный металликом микроавтобус, спецзаказ к Московской олимпиаде, по тем временам более чем роскошь. У аккуратненького "Москвича-401" на многих деталях немецкие надписи - выпускали его на вывезенном из Германии "опелевском" оборудовании. А маршал Баграмян, командующий Прибалтийским военным округом, ездил на кабриолете ЗИС-110Б 1953 года выпуска. Серебристо-голубой, со стальным блеском кабриолет встречает посетителей при входе в музей: солидный лимузин, качество наивысшее - собран вручную. И очень дорогой: Янсонс выкупил его у военных за... ящик коньяка.

Пара "Виллисов" имеют следы "ранений"... Зиедонис рассказал, что в Рижском порту американцы, забирая обратно "помощь" по ленд-лизу, проверяли машины по описи, составляли акты приемки - и здесь же отправляли под пресс. Эти "Виллисы" чудом уцелели.

В начале 80-х колхозники обнаружили, что "Форд-ТТ" 1915 г. в., "купленный" в Баку, до сих пор стоит там на учете. За универсальную валюту проблему сняли. Машину же еще в царские времена привезли американцы, работавшие на нефтяных заводах, а в советские времена ею пользовалась местная элита. Кстати, в правах 20-30-х годов была любопытная запись: "Все авто, кроме "Форд-ТТ", или "Все авто, включая "Форд-ТТ"... Просто представить страшно, кого этот черный красавец возил!

"Крайслер-Империал" 1939 года не просто хорош, он вызывающе официален. Приехал из США: до 1940 года его так никто и не купил, и был бы он выставлен в автомагазине на Элизабетес. Да тут Латвию "присоединили" к СССР, и тогдашний 1-й секретарь компартии республики Калнберзиньш просто забрал авто себе - губа не дура у секретаря была...

Гордость музея - участвовавший еще в первой мировой огромный грузовик "Альбион" 1916 года. Даже в Англии, где их делали, таких единицы. Трудяга-пожарный "Мерседес-Бенц" с 27-метровой лестницей, выпущенный еще до войны, работал до начала 70-х. Рядом такие же трудяги, но уже послевоенных лет: грузовики ЗиС, полуторки ЗиМ с неотапливаемой кабиной.

Трактора в музее - все эти Fordson, Lanz Dulldog, Fiat, Hanomag и, конечно, "Беларусь" - на почетном месте. Может, сейчас и пенсионном, однако почти у всех сердца-моторы в любой момент застучат - хоть сейчас на поля.

Давно нет председателя Янсонса, но Музей живет - его поддерживает государство. И люди. Посетителей полно, причем отнюдь не только заезжих, но и своих, местных. О стариках и говорить нечего. А молодые родители водят детей - прививать чувство трепета перед историей. Да, кое-что понимают в Латвии...

Подпишитесь на «За рулем» в