Это засада!
...Встречный мигнул дальним светом. Ясно - где-нибудь в кустах, за поворотом или автобусной остановкой, притаился инспектор с радаром. Снижаем скорость до разрешенной и чинно прокатываемся мимо. Фу, пронесло: спасибо, не перевелись у нас еще люди добрые. А то попал бы...
Дежурство на дорогах регламентируют специальный наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен "выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения". Что ж, засаду действительно отчетливо видно, если проехать мимо и посмотреть вбок - так что не придерешься.
Развиваем тему дальше. Ночь - благодатное время для ловли ночных гонщиков, дорога свободная - дави, насколько машина позволяет. До тех пор, пока не попадешься дежурной засаде. А ведь и не должен вроде попасться! В темное время суток гаишник "несет службу на освещенных участках дороги" (ну, по возможности). При невозможности он должен "использовать наружный свет патрульного автомобиля". Но если он так будет делать, то норму не выполнит - машину с габаритами издалека в темноте разве что слепой не заметит. Между прочим, в наставлениях отмечено, что такая иллюминация показана исключительно в целях личной безопасности сотрудника патрульной службы.
Генерала Федорова в свое время тоже неоднократно пытали насчет законности засады. И тот, называя процесс "скрытым патрулированием" и активно ссылаясь на мировой опыт, всегда твердил одно: "ДПС все делает правильно".
Что ж, разберемся тогда в теории скрытого патрулирования. Вот прямо из "методички":
"Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие".
Как видим, скрытое патрулирование имеет очень мало общего с засадами. Его применяют только в особенных случаях по решению начальника подразделения ГАИ, чаще всего во время спецопераций, например, для задержания опасных вооруженных преступников или розыска угнанных машин. И - кстати! - к засадному сидению привлекаюит разукрашенные машины.
Что такое "достаточная ширина дороги" или "отчетливо виден"? Видите, вон инспектор в кустах, и машинка его неподалеку? Значит - отчетливо, значит - правильно стоит.
И цели у него всем известные. Однако правонарушений при этом на отдельно взятом пятачке становится меньше. Средство-то эффективное! Вчитайтесь: "предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС". Это горькая правда. Завидев впереди хранителей безопасности движения, большинство водителей поневоле дисциплинируются.
А для нас в общем-то неважно, какое ведется патрулирование: открытое, скрытое, пешее, вертолетное или воздушношарное, главное - чтобы результат был. Правильный результат.