1990-е годы: Противоугонные устройства как способ выживания

Это – одна из моих любимых книжек советских времен. Дефицитнейшая информация – автор приводил подробные электрические схемы и описывал принцип работы всех существующих на тот момент электронных «прибамбасов» – от противоугонок до блоков электронного зажигания.

Впрочем, слова «прибамбасы» тогда еще не было. А читать такую книгу и не придумать что-то свое было как-то даже неловко… Электронные компоненты в ящике стола сами напрашивались на то, чтобы из них соорудили нечто уникальное и непревзойденное!

По сегодняшним меркам полезность всех описанных там противоугонок близка к нулю. Потому что делали они все одно и то же: размыкали цепь обмотки катушки зажигания. Владелец должен был открыть машину ключом, после чего в течение нескольких секунд найти спрятанный переключатель и щелкнуть им. Иначе включится звуковой сигнал – в те времена орущая машина еще привлекала чье-то внимание. О какой-либо секретности говорить не приходилось – впрочем, сумасшедшего бума угонов тоже не было. И Максим Подберезовиков мог спокойно охотиться за одним-единственным Деточкиным, угнавшим аж три автомобиля… Желание создать что-то такое, чего нет у кого в мире, в итоге воплотилось в моей конструевине, установленной на ГАЗ 24-10. Ее кусочек описывался когда-то в ЗР, 1998, №1. Я наконец-то соорудил систему зажигания со статическим распределением энергии, отказавшись от трамблера, чем жутко гордился. Один-единственный инфракрасный оптодатчик поочередно подключал то одну, то другую двухвыводную матушку зажигания от редкой тогда микропроцессорной «восьмерки» ВАЗ-21083-02 (кажется, так) – купил их по случаю по 5 руб за штуку (это было весьма дорого!). И это заработало! Что до противоугонки, то с такой системой зажигания задача сильно упрощалась: разорви пару проводков и поди разберись, что с чем нужно соединить, если не знаешь схему. А ее кроме меня никто не знал, да и вычислить не мог. Чтобы увести такую машину своим ходом, проще всего было вернуть на нее обычную катушку зажигания, родной трамблер и пятый высоковольтный провод, соединив все это между собой – другого способа я не знал. А меня тянуло на подвиги. Нужно было как-то отключать систему снаружи, но как? Радиобрелочки только-только стали появляться, но я понимал, что в кустарных условиях мне такого не создать. Да и какой интерес делать то, что можно купить? В итоге мне захотелось сделать брелок... без элементов питания! И я его сделал… Нет, это был не просто магнит… Это было гораздо сложнее. Представьте себе крошечный трансформатор, одна половинка которого находится в салоне машины, а другая – в брелочке. Ты подносишь брелок к лобовому стеклу – от встроенного магнита в машине срабатывал геркон и пробуждал к жизни первичную обмотку трансформатора – ту, что была в салоне. От нее через толщу стекла наводилась эдс на вторичную обмотку, расположенную в брелочке – и он оживал! Брелок получал питание и запускал инфракрасный передатчик, подававший в машину кодированную последовательность импульсов. Если все было ОК, через секунду охрана снималась: входи, хозяин! Сегодня бы я такое не повторил, а тогда было жутко интересно. С такой штуковиной я проездил больше года, но к этому времени перестройка окончательно победила, и моя зарплата начальника КБ опустилась ниже уровня проездного билета… Директор завода открытым текстом говорил: вы, мол, крутитесь как-нибудь… И я решил делать противоугонки для продажи! О том, чтобы освоить производство такого монстра, что стоял на моей «Волге», речь не шла. Нужно было что-то простое и жутко надежное. И тут я вспомнил про детали, на которые давно облизывался – это были довольно мощные дистанционные переключатели, которые когда-то выпускал мой заводик. На мое счастье они работали как раз от 12 В! Сегодня у меня не осталось ни одного – а жаль, показал бы. Два электромагнита управляют коромыслом – эдакими качелями, которые намертво фиксируются в одном из двух устойчивых состояний, замыкая или размыкая десяток контактов. Такая штука должна была сработать один раз в жизни, но очень надежно: речь шла о стартовом комплексе чего-то летающего… Вот их-то в честь перестройки и выбросили в дальний угол соответствующего цеха, где они потихоньку догнивали, так ни раз и не принеся никому пользы… Удалось найти и приватизировать несколько десятков уцелевших изделий. Дальше было просто: под левую водительскую руку под сиденьем устанавливалась кнопочка, нажатие на которую мгновенно блокировало системы зажигания и пуска. Как блокировало? Сегодня могу сказать: к первичной обмотке катушки я подключал диод, съедающий всю самоиндукцию. Родные цепи автомобиля не нарушены, а искры нет… Для отключения системы нужно было нажать на тормозную педаль и поднести в определенное место брелочек-магнитик – на первых порах решил не выпендриваться. Успех порадовал. В те времена можно было давать бесплатные объявления в «Из рук в руки» – мол, оснащу вашу машину уникальной противоугонкой. Так я и делал: желающие звонили несколько раз в неделю и меня это более чем устраивало. Цена удовольствия – сто долларов: по тем временам можно было семьей прожить месяц…

Я освоил комплексную профессию изобретателя-монтажника-установщика, завел чемоданчик и начал выезжать по звонкам, куда позовут. На морозе изолента не гнется и не клеится,кстати говоря -- весьма неудобственно... В основном обращались владельцы «жигулей» или древних иномарок. Причем у большинства обратившихся на машине уже стояла какая-то защита, но людям хотелось еще… А одно только упоминание некоего элемента от пускового комплекса приводило всех в неизменный восторг. Но присутствие магнитика, конечно же, не радовало – хотелось чего-то поэффектнее. Набег на Митинский рынок, где в те времена был радиоэлектронный Клондайк, окончился покупкой десятка кнопочных клавиатур для бытовых телефонов. Но это был тупик: долго, дорого – и, главное, некрасиво. Даже в древнюю машину такой пульт управления не поставить: засмеют. Как всегда, опробовал на своей «Волге», поездил с полгода и отказался: неудобно пользоваться. И тут мне на глаза попалось решение с Востока: крошечная симпатичная клавиатура «Моторблок CHL-2» –позже ее фото мелькнуло в одной зарулевской публикации (http://www.zr.ru/archive/zr/1998/05/dlia-vas-i-vashiei-mashiny#92). Изделие настолько мне понравилось, что первый экземпляр я просто… выпросил! И лишь потом купил пару десятков таких же… Когда светящаяся клавиатурка появилась на моей машине, я дождался высшей похвалы от какого-то рыночного торгаша: мол, у тебя что – «Клиффорд»? Я не спорил: пусть будет «Клиффорд». Тогда я на всех углах висела соответствующая реклама и словечко было популярно. А противоугонка обретала «крутость»: сел за руль, нажал педальку, набрал код – раздается легкий щелчок – можно ехать. А на АЗС или в любом другом месте можно было опустить руку под сиденье, нажать кнопочку и спокойно идти в кассу: машина блокирована… Игрушка расходилась очень даже неплохо, но это был закат моего «предпринимательства». Последнее, что я сделал – обучил свое детище здороваться с хозяином («Здравствуйте, Михаил Владимирович!») и произносить еще несколько фраз типа «перегрев двигателя», «неисправность тормозов» и т.п. Такие системы уходили по триста долларов, но финал деятельности был ясно виден. Бесплатные объявления перестали принимать, повсюду стали появляться установочные центры, предлагающие импортные системы с радиобрелочками и красивыми наклеечками – народ уверенно хлынул именно туда. Впрочем, положа руку на сердце, кустарный сервис все равно был обречен. Наблюдая за работой современных установщиков разного рода охранных систем, мне становится не по себе: чтобы куда-то добраться, нужно раскидать пол-машины. Во дворе этим заниматься бесполезно и глупо. Хотя кое-какие плюсы в моих доморощенных системах остались по сей день. Так, они абсолютно не боялись никаких радиоперехватов и прочих код-грабберов! Насчет ядерных взрывов не знаю, но микропроцессоры точно сдохнут раньше того же электромагнита – потому-то их и применяли…

Этот код-граббер в свое время наделал много шума, запросто вскрыв лесяток раскрученных охранных систем. А вот против древних конструкций он бессилен.

Наконец, практика показывает, что современные угонщики лихо расправляются с современными же системами, но почти всегда пасуют перед дедовскими приемами типа спрятанного микропереключателя… Но главное все же в том, что придумывать что-то необычное было просто интересно. А от готовых игрушек того кайфа нет и не будет…

Подпишитесь на «За рулем» в