Времясчислительный снаряд, Онегин и настройка настроения

427 деталей, выполненных с нуля...

– Не пишите материалов, если пребываете в плохом настроении! – посоветовал мне один добрый человек при обсуждении предыдущей публикации. – А то все начинают заводиться с пол-оборота – вон, сколько отзывов…

Хмм… Что-то в этом есть. Хотя, с другой стороны, где его взять-то, хорошее настроение? Но мне немного повезло: выпали несколько денечков отпуска – аж пять штук! – и я отправился, как обычно, в любимый город. За хорошим настроением.

В Питере мне опять повезло. В «Эрмитаже» неожиданно попал на выставку механических диковин, где и застрял… Потому что оторваться от часов русского механика Кулибина было невозможно. На картинках я их видел еще до школы, но, честно говоря, их описание мне всегда казалось чем-то нереальным, сказочным… Впрочем, вот отрывочек на заданную тему: «Работу Кулибин завершил в марте 1769 года… В часы размером с гусиное яйцо был установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм, приводивший в действие фигурки в столь же крошечном встроенном театре.

"В нем ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень. По сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву "Христос Воскреси", и двери затворялись".

В любой момент с помощью специального механизма можно было включить этот театр-автомат. В полдень часы исполняли музыку, сочинённую Кулибиным в честь приезда императрицы в Нижний Новгород. Мастер проработал над своими часами почти пять лет, сумев поместить в "гусиное яйцо" 427 деталей…»

Я смотрю на эти часы, сделанные безо всяких нанотехнологий два с половиной века назад (!), и задаю себе вопрос киношного Ватсона:

– Но, черт возьми, как?

Я не понимаю, как. Сам люблю мастерить всякую чепуху, в том числе и часы, но это не так-то уж и сложно: набросал схему, раздобыл радиоэлементы, включил паяльник…

А эти часы сделаны С НУЛЯ! Из ничего! Все 427 деталек… Без журналов «Радио» и магазинов «Чип и Дип». Кстати, впервые услышал необычный термин: времясчислительный снаряд! Вот эти часы и есть тот самый снаряд.

Эрмитажники все сделали классно: механизм кулибинских часов лежит на виду, отдельно от корпуса. Глядите и ахайте, любители айфонов и прочих ширпотребов. Сегодня так не умеют. Но на фото все выглядит не так, как наяву - поверьте.

В живых часах сохранилась магия Мастера. Они завораживают.

Подобно тому, как до сих пор манят к себя немые фильмы с трюками, которые режиссеры снимали без компьютеров… Кстати, насчет кино.

Эрмитажники постарались и здесь: в зале на большом мониторе постоянно крутят фильм, где каждый из экспонатов (а их несколько десятков) показан в действии. Это правильно: раритетные механизмы надо щадить, а с монитором ничего не сделается.

Кораблик, качающийся на волнах из тончайшего шелка. Птички, прыгающие по веткам. Струи фонтанчиков, бьющих в такт с боем часов. Обезьяны, играющие в оркестре. И даже механический жулик-наперсточник, лихо орудующий своим «инструментом»…

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2015/12/20151215 К1

В общем, из Эрмитажа не хотелось уходить. Но ушел, потому что вечером задумал авантюру: посещение мюзикла!

Я и мюзикл – вообще-то явления плохосовместимые. Но что было делать, если именно сегодня в Мюзик-холле шел «Онегин»? Я и не знал, что есть такой мюзикл, а вот, пожалуйста… Не хотел идти. Потому что боялся откровенной халтуры. Типа осовремененной «Жизели» с какими-то кикиморами на сцене или Виолетты из Травиаты», бегающей в плохо закрепленной ночной сорочке. Но всё же пошел – мол, всегда можно встать и уйти.

Не ушел! И даже кричал «Браво»! Потому что мюзикл мне понравился!

Сюжет пересказывать не буду: у мюзикла есть свой сайт (там и музыку можно послушать). «Онегина» я знаю очень хорошо, да и книжки на эту тему писал, но необычный взгляд создателей нового шоу меня абсолютно не разозлил и не оскорбил. К тому же то и дело слышались нотки из классического Чайковского: дескать, мы в курсе творений Мастера, но и нам хочется сказать свое слово.

Думаю, что это удалось. Даже нечистая сила на сцене оказалась вполне уместной. Это она ведет Онегина по жизни, вовремя устраивая то «кончину дяди-старика», то знакомство с Лариными, то благоприятный исход дуэли…

А как же классика? Которая бумажная?

Красивая постановка. нет в ней ни пошлости, ни какого-то неуважения к первоисточнику Мастера

А нормально. Не было бы её, не видать бы и мюзикла. И если хоть один из сотни зрителей захочет потом разобраться, что же было в настоящем «Онегине», и возьмет в руки книжку, то и это будет очень хорошо.

В любом случае ни Кулибин, ни Пушкин могут не беспокоиться.

Они жили и творили не зря.

Подпишитесь на «За рулем» в