Эксперты: для обучения «мигалок» 1,5 недели слишком мало

1,5-недельный срок переподготовки водителей автомобилей с "мигалками" слишком мал для такой сложной задачи, заявили в интервью ЗР-Online эксперты по профессиональной подготовке водителей. У автошкол есть проблемы с методиками преподавания и с достойной материальной базой.

По словам руководителя Центра высшего водительского мастерства Эрнеста Цыганкова, для преподавания более 200 нормативных актов выделен всего один астрономический час. - Сегодня, имея лицензию, практически любая автошкола может участвовать в тендере и начать обучение. При этом у многих нет даже простейших манекенов для обучения. Не говоря о более серьезной материальной базе.

С 1 января 2011 года все водители машин с «мигалками» должны будут пройти курс спецподготовки, включающий предмет «этика в управлении автомобилем со спецсигналом». Тендер на оказание этой услуги уже объявлен среди автошкол. Заказ размещен на сайте госзакупок.

«До сих пор отдельной программы по обучение таких водителей не было», прокомментировал этот госзаказ эксперт.

Любопытно, что заказ размещен в рамках исполнения постановления правительства трехлетней давности - от 15 декабря 2007 года «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Согласно постановлению, с 1 января 2011 года к управлению транспортными средствами, оборудованными «мигалками», будут допускаться только водители, прошедшие специальную подготовку.

В госзаказе подробно описана программа подготовки:

  • 18 часов отведено на обучение теоретическим навыкам,
  • 14 часов - на практическое вождение,
  • 4 часа - на вождение спецавтомобилей категорий B и D,
  • 20 часов - лекции о законах в области безопасности дорожного движения: нормы КоАП, Гражданского кодекса и ПДД,
  • 6 часов - рассмотрение правил пользования спецсигналами,
  • 12 часов - навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи (10 часов - теория).

«Откуда появилась такая странная программа, складывается ощущение, что ее сделали для галочки, чтобы отчитаться перед начальством», - считает руководитель школы контраварийного вождения «МастерКласс» Алексей Колонтай.

По его словам, в Москве сейчас не одна автошкола не имеет лицензии на требуемую правительством подготовку водителей. Тех денег, что выделяет правительство, не хватит на полноценный курс. «У нас сейчас новичков в автошколах готовят за 30 тысяч рублей, а здесь предлагается затратить на подготовку профессионала около 6 тысяч рублей», - замечает Колонтай.

В техническом задании для подготовки водителей «мигалок» есть совершено абсурдные вещи. К примеру, дается время на «планирование методики действий водителя в зависимости от служебной задачи, маршрута движения и дорожных условий».

Но в школе этому просто не могут подготовить, потому что маршруты и задачи таких машин сугубо конфиденциальны и решаются службой безопасности. На занятия по сопровождению машины с чиновником выделяется 2 часа. По словам эксперта, на это нужно, как минимум, — 6 часов, тоже самое касается целого ряда пунктов предложенной методики.

Но самое главное — профи-водителей предлагается готовить на площадке для начального обучения вождению. «Изначально цель была благая — улучшить мастерство водителей спецмашин. Но у меня складывается ощущение, что она не будет реализована и все проблемы с мигалками останутся», - заключил Колонтай.

Проблема подготовки водителей для автомобилей с мигалками акцентировалась в связи с недавно произошедшими инцидентами.

Подпишитесь на «За рулем» в