Хроника: 115 лет назад родился британский автопром

14 января 1896 года британский предприниматель Гарри Джон Лоусон с партнерами основал Daimler Motor Company. Для промышленного производства автомобилей он купил за 350 тыс. марок лицензию у Готлиба Даймлера.

Ранняя реклама Daimler. Компания Лоусона все еще именуется Great Horseless Carriage Co., однако автомобиль, который предлагается приобрести, носит название Daimler 6HP

Новая фирма заняла заброшенную бумагопрядильную фабрику в окрестностях Ковентри и в 1897 году приступила к постройке машин.

Формально первым использовал марку Daimler в Великобритании Фредерик Симмс (на фото – за рулем), приобретя патент, но так и не выпустив ни единого автомобиля. Зато он неплохо заработал, когда права у него перекупил Гарри Лоусон

Британские и немецкие авто, носившие марку Daimler, использовали одинаковые моторы, однако отличались друг от друга по конструкции. Гораздо больше общего британские Daimler имели с французскими Panhard-Levassor.

Заслуга Лоусона состоит в том, что он первый начал в Великобритании промышленное изготовление автомобилей. Расширение его деятельности совпало с ослаблением позиций в британском парламенте некогда могучего железнодорожного лобби. Влиятельные владельцы частных железных дорог всячески препятствовали распространению в Соединенном Королевстве самодвижущихся экипажей.

В 1898 году за руль Daimler сел сам Принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Так Daimler Motor надолго сделалась единственным официальным поставщиком Royal Mills – королевского гаража. Это способствовало росту популярности марки.

В это время в Германии компания Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) ввела для своих легковых моделей марку Mercedes. По иронии, британский Daimler, никак не связанный с DMG, остался единственным предприятием, чья продукция сохранила упоминание об одном из пионеров моторизации. Хотя, англичане произносили это имя на свой лад: «Дэймлер».

В 1910 году Daimler Motor Co. была поглощена оружейной фирмой Birmingham Small Arms Company (BSA). После этого BSA начала проявлять интерес к автомобилям, а компания Daimler выпустила свои первые танки и броневики. А потом – и самолеты.

В 1960-м торговая марка Daimler стала собственностью Jaguar Cars. В последнее время под брендом Daimler выпускались наиболее дорогие версии Jaguar XJ (серия X350). В 2008 году после приобретения компании Jaguar Land Rover индийской группой Tata марка Daimler сошла со сцены.

Подпишитесь на «За рулем» в