Хроника: 110 лет экологическому транспорту Санкт-Петербурга

Второго февраля (по новому стилю) 1901 года в городскую думу Санкт-Петербурга поступило прошение от Ипполита Романова открыть 10 линий омнибусного сообщения, по которым пустить 80 электрических омнибусов его конструкции.

Инженер Ипполит Романов демонстрирует думским представителям свой омнибус

Инженер Ипполит Романов демонстрирует думским представителям свой омнибусИнженер Ипполит Романов демонстрирует думским представителям свой омнибус
Инженер Ипполит Романов демонстрирует думским представителям свой омнибус

Еще в 1899 году Романов построил четыре электромобиля, два из которых представляли собой моторизованные кэбы с передним приводом (первые российские переднеприводные автомобили), а два других — 17- и 24-местные омнибусы. Их можно считать нашими первыми автобусами. В движение омнибусы приводил электромотор постоянного тока мощностью 4,4 кВт (6 л.с.). Питание шло от восьми батарей, размещенных под полом кузова. Заряда хватало на 60 км. Омнибусы могли двигаться с приличной для своего времени и тогдашнего качества дорожного покрытия скоростью 11 км/ч.

Летом того же года Дума одобрила предложение Романова, выдвинув, однако, жесткие условия для осуществления проекта. Так, под гарантии организации омнибусного акционерного общества инженеру предписывалось внести залог в 8000 рублей. Если же начертанный чиновниками график освоения проекта не соблюдался, за каждый день просрочки пришлось платить по 100 рублей. Для сравнения — постройка одного омнибуса обходилась в 7000 рублей.

Зная, насколько изощренную форму может принимать чиновничья алчность, стоит ли удивляться, что проект Ипполита Романова провалился? Тем не менее, дату 2 февраля 1901 года можно отмечать как день рождения экологического транспорта.

А трамвайное сообщение в СПб наладили только в 1907 году и работы по запуску трамвая сопровождались громкими разоблачениями чиновников всех классов, желавших нагреть руки на выдаче подрядов. В самом начале ХХ века столичных жителей обслуживало около 26 тысяч ломовых извозчиков, 15 тысяч «лихачей» (конных экипажей, обутых в пневматические шины) и 370 вагонов «конки».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые