Хроника: первый белорусский «борт» — журнал За рулем

Хроника: первый белорусский «борт»

10 февраля 1951 года с конвейера Минского автозавода сошли первые бортовые грузовики МАЗ-200.

МАЗ-200 с профилями зубров на боковинах капота. Зубр — самый крупный зверь белорусских лесов, стал символом Минского автозавода.

МАЗ-200 с профилями зубров на боковинах капота. Зубр — самый крупный зверь белорусских лесов, стал символом Минского автозавода. МАЗ-200 с профилями зубров на боковинах капота. Зубр — самый крупный зверь белорусских лесов, стал символом Минского автозавода.
МАЗ-200 с профилями зубров на боковинах капота. Зубр — самый крупный зверь белорусских лесов, стал символом Минского автозавода.

Этот факт необычен тем, что МАЗ-200 с бортовой платформой грузоподъемностью 7 т не был первой моделью Минского автозавода. Хотя большинство заводов в качестве базовой модели осваивают именно бортовой грузовик. Однако, для подъема разрушенной во время Второй мировой войны экономики остро требовались самосвалы, и поэтому на МАЗе в ноябре 1947 году начали с самосвала МАЗ-205 грузоподъемностью 6 тонн.

Всю документацию по обеим машинам предоставил Ярославский автозавод, а один из их создателей, Георгий Кокин, был назначен главным конструктором МАЗа. В Ярославле с августа 1947-го по январь 1950-го выпускали бортовую модель ЯАЗ-200 — прямой аналог МАЗ-200. Самосвалов же ЯАЗ-205 успели сделать всего ничего — сотню машин.

Поздний образец МАЗ-200 из собрания Минского автозавода. Автомобиль оснащен модифицированным дизелем ЯМЗ-204А мощностью 120 л.с. Деревянная кабина обита стальным листом.

Поздний образец МАЗ-200 из собрания Минского автозавода. Автомобиль оснащен модифицированным дизелем ЯМЗ-204А мощностью 120 л.с. Деревянная кабина обита стальным листом.Поздний образец МАЗ-200 из собрания Минского автозавода. Автомобиль оснащен модифицированным дизелем ЯМЗ-204А мощностью 120 л.с. Деревянная кабина обита стальным листом.
Поздний образец МАЗ-200 из собрания Минского автозавода. Автомобиль оснащен модифицированным дизелем ЯМЗ-204А мощностью 120 л.с. Деревянная кабина обита стальным листом.

При создании МАЗ-200 за основу взяли американский аналог GMC. Двухтактный 110-сильный четырехцилиндровый дизель ЯАЗ-204 c непосредственным впрыском через индивидуальные насос-форсунки, прямоточной продувкой и лопастным объемным нагнетателем представлял собой копию мотора GMC 4–71. В годы войны ЯАЗ получил по ленд-лизу из Америки технологию и оборудование для капитального ремонта этих дизелей и преподнес союзникам сюрприз: без приобретения лицензии начал их производство.

Это был прожорливый мотор, поглощавший более 30 литров солярки на 100 км, да еще склонный к вхождению в «разнос» — бесконтрольный рост оборотов. Поэтому ЯАЗ-МАЗ впервые в отечественной практике оснащались тахометром.

Транспортировочно-стыковочная машина головной части (ТМГЧ) АА1204 ракеты 8К63 на базе полноприводного МАЗ-502. Ядерные ракеты 8К63 (она же Р-12, она же SS-4 Sandal) были демонстративно отправлены Хрущевым в 1963 году на Кубу с целью переломить ход отношений между СССР и США.

Транспортировочно-стыковочная машина головной части (ТМГЧ) АА1204 ракеты 8К63 на базе полноприводного МАЗ-502. Ядерные ракеты 8К63 (она же Р-12, она же SS-4 Sandal) были демонстративно отправлены Хрущевым в 1963 году на Кубу с целью переломить ход отношений между СССР и США.Транспортировочно-стыковочная машина головной части (ТМГЧ) АА1204 ракеты 8К63 на базе полноприводного МАЗ-502. Ядерные ракеты 8К63 (она же Р-12, она же SS-4 Sandal) были демонстративно отправлены Хрущевым в 1963 году на Кубу с целью переломить ход отношений между СССР и США.
Транспортировочно-стыковочная машина головной части (ТМГЧ) АА1204 ракеты 8К63 на базе полноприводного МАЗ-502. Ядерные ракеты 8К63 (она же Р-12, она же SS-4 Sandal) были демонстративно отправлены Хрущевым в 1963 году на Кубу с целью переломить ход отношений между СССР и США.

Внешне ЯАЗ-200 и МАЗ-200 отличались формой облицовки радиатора. Там, где у «ярославца» красовалась силуминовая фигурка медведя, созданная Юрием Долматовским, у минской машины стоял зубр. Впрочем, на серийных МАЗах фигурку с «фасада» убрали, заменив ее более дешевыми накладками-барельефами на боковинах капота.

В МАЗ-200 удивительным образом сочетались пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, гидравлические рычажные амортизаторы двустороннего действия и… рулевой механизм типа «червяк-сектор» без усилителя. Каково было актеру Алексею Баталову крутить «баранку» МАЗ-200 в фильме «Дело Румянцева»! Баталов получил профессиональные «права» и на съемках этого социального детектива управлял грузовиком без дублеров.

Афиша фильма «Дело Румянцева», «Ленфильм», 1955 г.

Афиша фильма «Дело Румянцева», «Ленфильм», 1955 г.Афиша фильма «Дело Румянцева», «Ленфильм», 1955 г.
Афиша фильма «Дело Румянцева», «Ленфильм», 1955 г.

МАЗ-200 находился в производстве до 31 декабря 1965 года и был заменен бескапотником МАЗ-500. Всего же было выпущено около 230 тысяч грузовых автомобилей 200-го семейства — самосвалов, бортовых, седельных тягачей, полноприводных.

МАЗ-200 суждено было не только служить народному хозяйству и крепить оборону СССР, но и сформировать в советском кинематографе обобщенный образ фашистского грузовика. Так, знаменитая «Проверка на дорогах» Алексея Германа начинается с кадров уничтожения спрятанной партизанами картошки при помощи топливозаправщика ТЗ-200 на шасси МАЗ-200.

Кадр из фильма «Дело Румянцева». Евгений Леонов (угодливый шофер Снегирев) и Алексей Баталов, играющий прямодушного и принципиального шофера Сашу Румянцева. На заднем плане — МАЗ-200.

Кадр из фильма «Дело Румянцева». Евгений Леонов (угодливый шофер Снегирев) и Алексей Баталов, играющий прямодушного и принципиального шофера Сашу Румянцева. На заднем плане — МАЗ-200. Кадр из фильма «Дело Румянцева». Евгений Леонов (угодливый шофер Снегирев) и Алексей Баталов, играющий прямодушного и принципиального шофера Сашу Румянцева. На заднем плане — МАЗ-200.
Кадр из фильма «Дело Румянцева». Евгений Леонов (угодливый шофер Снегирев) и Алексей Баталов, играющий прямодушного и принципиального шофера Сашу Румянцева. На заднем плане — МАЗ-200.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...