Хроника: неудачное рождение российской автомобильной промышленности

21 февраля 1916 (по старому стилю) Совет Министров России принял решение о выделении кредитов на строительство новых автомобильных заводов.

Реклама автомобиля Fiat 15 ter. «Ter» — означает «третья модификация», 1916 года. С учетом опыта эксплуатации в Ливийской кампании 1912 — 1913 гг. в модель Fiat 15 вносились изменения. В частности, колеса артиллерийского типа с деревянными спицами были заменены штампованными, цельнометаллическими. Автомобиль грузоподъемностью 1,5 т оснащался рядным карбюраторным 4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения рабочим объемом 4,0 л и мощностью 35 л.с.

 Реклама автомобиля Fiat 15 ter. «Ter» - означает «третья модификация», 1916 года. С учетом опыта эксплуатации в Ливийской кампании 1912 - 1913 гг. в модель Fiat 15 вносились изменения. В частности, колеса артиллерийского типа с деревянными спицами были заменены штампованными, цельнометаллическими. Автомобиль грузоподъемностью 1,5 т оснащался рядным карбюраторным 4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения рабочим объемом 4,0 л и мощностью 35 л.с. Реклама автомобиля Fiat 15 ter. «Ter» — означает «третья модификация», 1916 года. С учетом опыта эксплуатации в Ливийской кампании 1912 — 1913 гг. в модель Fiat 15 вносились изменения. В частности, колеса артиллерийского типа с деревянными спицами были заменены штампованными, цельнометаллическими. Автомобиль грузоподъемностью 1,5 т оснащался рядным карбюраторным 4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения рабочим объемом 4,0 л и мощностью 35 л.с.
Реклама автомобиля Fiat 15 ter. «Ter» — означает «третья модификация», 1916 года. С учетом опыта эксплуатации в Ливийской кампании 1912 — 1913 гг. в модель Fiat 15 вносились изменения. В частности, колеса артиллерийского типа с деревянными спицами были заменены штампованными, цельнометаллическими. Автомобиль грузоподъемностью 1,5 т оснащался рядным карбюраторным 4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения рабочим объемом 4,0 л и мощностью 35 л.с.

Таких предприятий предполагалось построить шесть: АМО в Москве, «Русско-Балтийский» в подмосковной деревне Фили, «Казенный завод военных самоходов» (КЗВС) в Мытищах под Москвой, «Русский Рено» в Рыбинске, «Аксай» в Нахичевани-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону), «Лебедев» в Ярославле.

Идеологом проекта выступал Павел Рябушинский, один из богатейших людей России, из знаменитой династии купцов и предпринимателей. Еще в мае 1915 года Рябушинский предложил образовать военно-промышленные комитеты, способные мобилизовать промышленность на военные нужды. В числе прочего предстояло развивать автомобильную отрасль. Достаточно сказать, что перед началом войны с германцами доля автомобилей отечественной постройки на нашем рынке составляла 3%, а немецких… более 80-ти!

Кузнечный корпус завода АМО незадолго перед завершением строительства.

Кузнечный корпус завода АМО незадолго перед завершением строительства.Кузнечный корпус завода АМО незадолго перед завершением строительства.
Кузнечный корпус завода АМО незадолго перед завершением строительства.

Инженер Русско-Балтийского вагонного завода Михаил Пиолунковский помог выработать основные положения будущего решения Совмина. Предполагалось, что к 1918 году в России появятся производственные мощности на 10500 автомобилей. С этой целью в период с 27 по 29 февраля Главное военно-техническое управление (ГВТУ) контрактовало частные общества на сумму 133,5 млн. рублей.

Одним из предприятий стал московский завод АМО. Его подрядилось строить Товарищество на паях Автомобильного Московского завода «Кузнецов, Рябушинские и К.». Кстати, аббревиатура АМО даже в хрестоматийной истории предприятия (М.: из-во «Мысль», 1967) расшифровывается неправильно — Автомобильное Московское Общество. Правильная расшифровка —Автомобильный МОсковский завод. Выглядит менее удачно, и тем не менее.

Место для АМО выбрали в Тюфелевой роще, выкупив удачный участок у Павла фон Дервиза, выходца из славного своими делами обрусевшего немецкого дворянского рода. Место было удобным — рядом протекала Москва-река, проходила железнодорожная ветка. А рощу вырубили.

За помощью в организации производства Рябушинские обратились к английским специалистам. Кроме того, Рябушинские активно переманивали работников с эвакуированного из Риги «Русско-Балтийского вагонного завода» (первым директором назначили Дмитрия Бондарева, бывшего инженера РБВЗ). Автомобили для производства выбрали итальянские — грузовики Fiat 15 ter. По договору с ГВТУ заводу полагалось в кратчайший срок выпустить 1500 таких машин.

Рябушинские осматривают участок земли под строительство завода АМО в Тюфелевой роще.

 Рябушинские осматривают участок земли под строительство завода АМО в Тюфелевой роще. Рябушинские осматривают участок земли под строительство завода АМО в Тюфелевой роще.
Рябушинские осматривают участок земли под строительство завода АМО в Тюфелевой роще.

К осени 1917 года ни одно из предприятий не начало запланированный выпуск автомобилей. Только АМО дошел до наибольшей готовности (до 95%). До 1919 года в Москве из итальянских машинокомплектов собрали 1319 грузовиков. В советское время этот факт всячески замалчивался. Утверждалось, что завод АМО начал производство только в 1924 году.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые