Хроника: показали кузькину мать

35 лет назад, 11 марта 1976 года постановлением № 177-67 Совета Министров СССР на вооружение нашей армии был принят знаменитый подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Пионер».

Больше прославившийся (в том числе и в нашей печати) как SS-20, этот комплекс стал камнем преткновения всей европейской политики конца ХХ века.

Ядром комплекса являлась пусковая установка твердотопливной двухступенчатой баллистической ракеты средней дальности 15Ж45 на самоходном колесном шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12х12. Шасси было спроектировано в СКБ-1 Минского автозавода (сейчас это Минский завод колесных тягачей) под руководством главного конструктора Бориса Шапошника.

К 70-м годам наведение на цель баллистических ракет достигло такой точности, что пусковые установки стационарного базирования (площадочные и шахтные) утратили свою неуязвимость. Их решено было заменить подвижными комплексами грунтового и железнодорожного базирования. Встал вопрос, какое шасси выбрать, – и здесь за престижный заказ ракетчиков боролись КБ гусеничной и колесной техники. Победили «колесники», а, точнее – Шапошник, предложивший уложить ракету непосредственно на раму колесного тягача. Установки в составе тягача с полуприцепом себя не оправдали из-за проблем с проходимостью и ограниченной грузоподъемностью.

Опыт СКБ Шапошника набирало на самоходных пусковых установках оперативно-тактических ракет на шасси МАЗ-543. 30 декабря 1975 года на вооружение был принят ПГРК «Темп-2С» на шасси МАЗ-547А, на Западе известный как SS-16. Это был первый в мире ракетный комплекс стратегического назначения на колесном транспортере. В период с 1974-го по 1977 год изготовили 49 ракет и 43 самоходных пусковых установки, но их размещение ограничилось космодромом Плесецк. В военные округа комплекс не попал из-за подписания в 1979 году договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2.

Уникальность минских шасси в возможности перевозить много больше, чем они весят сами. При собственной массе 28 т шасси МАЗ-547В его полезная нагрузка достигает 58 т. 3-2 Разнесение кабин по бортам позволило выкроить место для пускового контейнера посередине и понизить центр тяжести машины.

В полной мере идея ПГРК раскрылась в комплексе «Пионер». По системе главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) индекс комплекса – 15П645, а натовцы называли его SS-20 Saber («Сабля»). Кроме того, в договорах об ограничении вооружений он фигурировал как РСД-10. Головным разработчиком комплекса выступал Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством академика Александра Надирадзе.

Ракете полагалось доставлять головную часть с тремя боевыми блоками индивидуального наведения на дальность 5000 км. Чем дальше, тем больше масса ракеты. Это автоматически означало увеличение осевой нагрузки. Пятиосное шасси стало шестиосным. Один из учеников Бориса Шапошника, конструктор Николай Савицкий, предложил в целях экономии массы сделать раму алюминиевой. Выигрыш у построенной в 1973 году модификации МАЗ-547Б составил 900 кг. Однако на алюминиевой раме конструкторы волгоградского завода «Баррикады» не смогли надежно закрепить пусковую ферму ракеты, и в серию МАЗ-547Б не пошел. Под пусковую установку комплекса «Пионер» использовалось шасси МАЗ-547В (за 10 лет - с 1974 по 1984 - их в Минске было выпущено 538 штук) с гидропневматической подвеской, тремя передними управляемыми осями и блокируемыми межколесными и межтележечными дифференциалами.

Ракета запускается холодным (или, как его еще называют - минометным) стартом. Сначала подрывом ПАД (порохового аккумулятора давления) ее выбрасывает из контейнера вверх, а затем, когда раскаленные газы из сопла не могут повредить установку, запускается маршевый двигатель первой ступени.

31 августа 1976 года в Белорусской ССР, в районе города Петриков заступил на боевое дежурство первый полк «Пионеров» – девять установок. Это был 396-й ракетный полк 33-й гвардейской Свирской Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского ракетной дивизии 43-й Краснознаменной ракетной армии.

Лик смерти – так выглядит боевая часть ракеты комплекса «Пионер» с тремя разделяющимися боевыми частями, по сотне «хиросим» каждая, как говорили в то время.

Наконец, после многих лет «холодной войны» СССР и НАТО пришли к относительному паритету стратегических ядерных сил. Однако, у нашего вероятного противника ничего подобного установкам «Пионер» не было и в помине. Запад серьезно забеспокоился, поняв, что потерял контроль над размещением советских стратегических ракет.

В это время в СССР вынашивали замыслы переброски комплексов «Пионер» на Чукотку, в Анадырь, откуда они угрожали уже не Европе (до которой США, по большому счету, не было дела), а непосредственно Штатам. А улучшенная ракета комплекса «Пионер» летала на 5500 км. Появление «Пионеров» стало причиной размещения в европейских странах порядка 500 американских стратегических ракет (в ФРГ завезли 108 пусковых установок Pershing II). Этот шаг возмутил европейцев и ухудшил репутацию США в демократическом мире.

Одна из попыток «конвертировать» МАЗ-547В в карьерный самосвал. Увы, радиус поворота и угол рампы ограничивали эксплуатацию машины на большинстве открытых разработок. Фото only-paper.ru

Во многом благодаря характеристикам комплекса «Пионер» СССР и США подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), то есть тех, что накрывали цели в пределах 500-5500 км. Договор был завизирован Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 7 декабря 1987 года в Вашингтоне. Увы, как часто происходило с нами в истории, победа оказалась обесцененной. По договору мы уничтожили 1752 развернутые и 845 неразвернутые ракеты, в то время как США ликвидировали только 859 и 283 соответственно. А силы союзников США по НАТО и вовсе не пострадали.

Завершающий аккорд в службе «Пионеров» был эффектным. 72 ракеты (из уничтожаемых по договору 650-ти) выстреливались холостыми пусками в океан. На глазах у американских инспекторов ракеты ушли одна за другой, без малейшего сбоя. Самоходные шасси попытались конвертировать для мирной жизни, но невысокая маршевая скорость (40 км/ч), огромный расход топлива и посредственная маневренность свели эти попытки на нет.

Подпишитесь на «За рулем» в