Хроника: Порше – все еще только начинается

80 лет назад, 23 апреля 1931 года, Фердинанд Порше официально зарегистрировал независимое конструкторское бюро «Dr. Ing. h.c. F.Porsche GmbH, Konstruktionen und Beratung fuer Motoren und Fahrzeuge».

Одаренному австрийскому инженеру тогда уже 51 год, за плечами опыт работы на заводы Lohner (c 1900 года), Austro-Daimler (с 1905 года), Daimler (с 1923 по 1929 год). Порше чувствовал, что больше не хочет терпеть капризов нанимателей. Он открывает независимое бюро в Штутгарте, по адресу Кроненштрассе, 24. С ним – еще 12 недовольных судьбой австрийских инженеров-единомышленников. Витиеватый титул, венчающий название его новой конторы, содержит две маленькие буковки h.c., то есть honoris causa, «по заслугам». Порше – доктор технических наук, и этот почетный титул присужден ему по совокупности достижений.

Заказов, прямо скажем, поначалу негусто. В Европу докатились из-за океана отголоски биржевого кризиса. Одно из самых заманчивых предложений в этот момент поступает…из СССР. Порше отправляется в вояж по стране большевиков. Ему показывают заводы и конструкторские бюро, после чего предлагают остаться. Стать генеральным конструктором по моторам, танкам, автомобилям – словом, по всему, к чему у доктора Порше душа лежит. Порше отказывается и возвращается в Германию, чтобы стать «де факто» генеральным конструктором по всем тем же дисциплинам у Гитлера.

Опытная плавающая бронемашина 8х8 концерна Daimler-Benz была спроектирована под руководством технического директора Порше в 1928 году и проходила испытания в СССР. Неизвестно, где сделан данный снимок, однако велика вероятность, что господин в шляпе – это Фердинанд Порше, поскольку, как вспоминали его внуки, дед всегда был в шляпе.

Судьбоносная встреча двух австрийцев состоится в 1934 году в отеле «Кайзергоф» в Берлине.

Пока же одним из первым значимых заказов бюро Порше стало проектирование рядных шестицилиндровых двигателей для легковых автомобилей завода Wanderer. С этим проектом бюро блестяще справляется. Заказчик доволен, заполучив едва ли не лучшие в мире верхневальные моторы.

Концерн Auto-Union, куда входит Wanderer, подряжает бюро Порше проектировать гоночные болиды категории Гран-При – фюрер выделяет немалые средства на автоспорт, намеренно создавая конкуренцию среди лидеров индустрии, Daimler-Benz AG и Auto-Union AG. Порше опережает время – конструирует болид, компоновкой предвосхищающий современные нам машины Формулы 1. Пилот сидит впереди, силовой агрегат расположен позади него. Первый болид, появившийся в 1934 году, за глаза так и называют, P-wagen, то есть, автомобиль конструкции Порше.

В июле 1938 года бюро переезжает в просторный особняк на Шпитальвальд-штрассе в пригороде Штутгарта – Цуффенхаузене. У ворот – один из 30 прототипов опытной партии будущего Volkswagen.

Знакомство в берлинском отеле с Гитлером приводит к самому важному проекту независимого бюро Порше – «народному автомобилю за 1000 рейхсмарок», Volkswagen. Бюро Порше перехватывает инициативу у Mercedes-Benz и NSU. В 1938 году машина обретает привычную нам форму, образцы из первой серии дарят Гитлеру (Еве Браун) и Герингу. Порше обласкан властью, у него чин оберфюрера СС. Его сын Фердинанд (Ферри), тоже одаренный конструктор, самостоятельно выполняет такие заказы, как конструирование плавающего вездехода для войск СС.

Незадолго до начала Второй мировой войны Порше неожиданно возобновляет отношения с Daimler-Benz AG и разрабатывает трехосный рекордный болид Mercedes-Benz T80 с мотором V12 как у истребителя «Мессершмидт».

Рекордный Mercedes-Benz t80, известный также под названием Schwarz Vogel, «Черный орел», 1939 г. Расчетная скорость 750 км/ч. Ни разу не принимал участия в заездах.

У Гитлера Порше пользуется большим авторитетом. Фюрер назначает инженера главным советником по танкам, чем разжигает лютую ненависть со стороны представителей танковой промышлености. Возникает своего рода «танковая оппозиция» во главе с главным конструктором фирмы Henschel Эрвином Адерсом. Увы, в СССР миф о великом танковом конструкторе Порше муссировали очень долго. Все его достижения в этой области – самоходное орудие «Фердинанд» да неуклюжий гигант «Мышонок». Оба образца можно увидеть в Музее бронетанковых войск в подмосковном поселке Кубинка.

Порше-дед с любимыми внуками, Фердинандом «Бутси» Порше и Фердинандом Пьехом. В руке – масштабная модель спроектированного сыном Ферри спидстера Porsche-356. Возможно, один из последних снимков выдающегося инженера.

Все разработки бюро Порше имеют сквозную нумерацию. Будет любопытно узнать, что «Фердинанд» в процессе создания именовался Porsche Typ 130, а «Мышонок» – Porsche Typ 205. А первый серийный спортивный автомобиль – Porsche Typ 356. Впрочем, к его проектированию Фердинанд Порше-старший отношения не имел, так как за сотрудничество с нацистами отбывал наказание во французской тюрьме. Porsche-356 создавался под руководством сына Ферри. Наступало время собственного производства, и частное проектное бюро превратилось в автомобильную компанию. Впрочем, конструкторское бюро никуда не делось, оно квартирует в Вайсзахе и занимается в том числе проектированием танков.

Подпишитесь на «За рулем» в