Хроника: Кремлевские смотрины

75 лет назад, 29 апреля 1936 года членам правительства СССР в Кремле впервые показали ЗиС-101.

ЗиС-101. Этот рисунок автомобиля сделал Александр Захаров для исторической серии «Из коллекции «За Рулем»».

Это были два автомобиля, черный и вишневый. Готовя их, инженеры Алексей Алексеевич Евсеев и Николай Тимофеевич Осипов двое суток не уходили из цеха, вместе со сборщиками многократно проверяя каждую деталь. И вот сверкающие лаком лимузины замерли под окнами кремлевской квартиры одного из самых популярных наркомов страны, Григория Константиновича Орджоникидзе. Директор завода ЗиС Иван Алексеевич Лихачев и старый кузовщик Евсеев поднялись наверх с докладом. Оказалось, что Орджоникидзе в тот час прогуливался по Кремлю. И когда зисовцы вновь вышли к машинам, товарищ Серго уже увлеченно знакомился с новинками. Несмотря на этот эффект внезапности, показ складывался удачно.

И.В.Сталин, В.М.Молотов, А.И.Микоян, Г.К.Орджоникидзе и И.А.Лихачев у одного из образцов ЗиС-101. Фотографировал начальник охраны Сталина, Н.С.Власик. Расстрелянного в 1938 году первого заместителя председателя Госплана СССР В.И.Межлаука отрезали. И расстрелянного годом позже заместителя председателя Совета Народных Комиссаров В.Я.Чубаря – тоже.

Настроение у всех членов правительства в то утро было отличное. Глядя на отутюженный френч Лихачева, Сталин пошутил: «Товарищ Серго, купи Лихачеву полдюжины хороших рубашек, а то ему, по-видимому, жалованья не хватает на приличные рубашки».

Из замечаний, высказанных вождем, самым существенное относилось к форме декоративного накапотного оформления. Массивный маскот, изображавший развевающееся знамя, впоследствии заменят лаконичным и менее материалоемким флажком.

О готовящемся выпуске нового «легкового многолитражного семиместного автомобиля типа ЗиС-101» впервые написал в журнале «За рулем» №11 1934 год главный конструктор ЗиСа Евгений Иванович Важинский.

С числом мест в кузове так и не разобрались: в том же номере «За рулем» в заметке, посвященной реконструкции Автозавода имени Сталина, автомобиль назван шестиместным. Сколько все же человек могут уместиться на заднем диване, не решили и 1960-1970-е годы, отмеченные выходом многочисленных книг и статей об истории московского предприятия.

А вот все они еще вместе и друзья-приятели, слева направо: В.Я. Чубарь, И.А.Лихачев, Н.С.Хрущев Г.К.Орджоникидзе, И.В.Сталин, В.И.Межлаук, Л.М.Каганович, В.М.Молотов.

Кузов был спланирован по трехрядной схеме, средний ряд образовывали откидные сиденья-страпонтены. В основу первого советского серийного автомобиля высшего класса легла конструкция Buick 32-90 1933 года. По его образцу делали раму с Х-образным усилителем, силовой агрегат (рядную «восьмерку» с трехступенчатой коробкой передач, имевшей синхронизаторы на второй и третьей скоростях). Это был первый опыт освоения нашей промышленностью карбюраторного мотора с верхним расположением клапанов, термостатом в системе охлаждения, гасителем крутильных колебаний и противовесами на коленчатом валу. Вместе с тем степень сжатия не может не вызвать сегодня улыбку: 4,8 единицы. У некоторых образцов, оснащенных алюминиевыми, а не чугунными поршнями, она была чуть выше – 5,5. Двигатель оснащали двухкамерным карбюратором типа Marwell с тремя жиклерами, экономайзером, автоматическим подогревом рабочей смеси и автоматически выставляемым углом опережения зажигания. Рулевой механизм типа «червяк-двойной ролик» и задний мост создавали по образцу Packard. В тормозах помимо вакуумного усилителя применялся механизм «самозатормаживания», т.е. передачи усилия от меньшей тормозной колодки к большей. По меркам СССР новый автомобиль действительно был классным. У него, в частности, применялся термостат в системе охлаждения, привод стеклоочистителей от вакуумного насоса, радиоприемник, двухтоновый звуковой сигнал и отопитель, который, коверкая английский, называли «хитер» (от heater). Практически все из оснащения салона тоже копировалось по американскому образцу. Директор Иван Алексеевич Лихачев клял обойщиков за сиденья, по его мнению, уступавшие паккардовским. Тогда обойщики поменяли подушки заднего дивана у прототипа ЗиС-101, поставив американские, а на Packard водрузили свои. Лихачев попался на розыгрыш, пришел в восторг и спустя пару дней точно так же поймал на сиденьях заместителя наркома среднего машиностроения Степана Акоповича Акопова.

Народному комиссару тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе понравился новый автомобиль

При всем этом кузов имел архаичный деревянный каркас и откидную багажную решетку вместо изолированного багажника. Кстати, всю оснастку для изготовления кузова (штампы, сварочные кондукторы, мастер-модели, первые 500 штамповок) готовила американская фирма Budd, получив за это 1,5 миллиона долларов.

В середине мая 1936 года пять автомобилей ЗиС-101 отправились в пробег по маршруту Москва – Ленинград – Киев – Москва протяженностью 2830 км. Из Москвы в Ленинград за рулем автомобилей постоянно находился Иван Алексеевич Лихачев.

Еще один снимок Власика: руководители партии и правительства придирчиво знакомятся с машинами.

ЗиС-101 был уникальным в своем роде автомобилем высшего класса. В 1936 году в Москве организуют 13-й таксомоторный парк, получающий эти машины. Ленинградское такси тоже разнообразит «эмки» зисами. Вспомним классический фильм «Музыкальная история», где за диспетчером ленинградского таксопарка ухлестывает пижон на ЗиС-101, которого сыграл изумительный Эраст Гарин. Девушка, впрочем, предпочла более скромного героя на «эмке», сыгранного выдающимся русским тенором Сергеем Лемешевым, в которого, впрочем, в реальной жизни было влюблено поголовно все женское население Союза.

Позади Сталина и Орджоникидзе загадочный автомобиль бежевого цвета – и тоже, судя по оформлению, ЗиС-101. Ранее говорилось только о двух машинах – черной и вишневой. Получается, в Кремль привезли еще и бежевую?

А еще ЗиС-101 можно было…выиграть в лотерею! Вспомним замечательный диалог между Глебом Жегловым (В.Высоцким) и опердежурным Петюней (В.Абдуловым) в фильме «Место встречи изменить нельзя по роману братьев Вайнеров «Эра Милосердия»:

«Э, ты не скажи, Петюня,… - помотал головой Жеглов, - Ты знаешь, это дело серьезное, тут подход нужен. Вот, например, Федя Мельников, из Комендатского...

- Ну и?

- Вот он выиграл перед войной ЗиС-101. Он поступил достойно. Он просто счел невозможным в такой трудный для страны момент пользоваться личным автомобилем. Ну и сдал его в Осоавиахим».

ЗиС-101 на почтовой марке 1941 года. Серия: «Индустриализация СССР», www.avtoar.com

ЗиС-101 собирали на соседней нитке конвейера с грузовиками ЗиС-5. «Сто-десятый» стал самым массовым автомобилем высшего класса – с учетом модификации ЗиС-101А в период с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 год построили 8752 автомобиля (для сравнения, «Чаек» ГАЗ-13 и ГАЗ-14 в период с 1959 по 1988 год выпустили 3179 + 1120 = 4299 штук.) Спешка с подготовкой к производству, отсутствие опыта, низкая квалификация, неоправданная для такого класса машин массовость оборачивались отвратительным качеством ЗиС-101. В целом, в роли «полпреда Автопрома» ЗиС-101 отражал состояние промышленности. Да и в целом, положение в стране складывалось драматическое. Чтобы представить насколько, можно открыть вышедшую в 1971 году в издательстве «Московский рабочий» книгу о директоре ЗиЛа Лихачеве. 1970-е – годы застоя, когда все острые углы сглаживались, а взгляд на прошлое подвергался строжайшей цензуре. И все же: «В 1937 году завод испытал большие трудности с руководящими кадрами. Обновился почти полностью состав начальников цехов, а в заводоуправлении сменились главный инженер и его заместители, начальник производства и его заместители».

Дизайн ЗиС-101 был разработан одаренным художником Валентином Николаевичем Ростковым (1907 – 1987 гг.)

Погиб в застенках НКВД и автор статьи в журнале «За рулем» за 1934 год – незаурядный конструктор Евгений Иванович Важинский. Добавлю, что к моменту выпуска в ноябре 1938 года пятитысячного ЗиС-101 из восьми присутствовавших на апрельском показе руководящих работников страны в живых осталось только пятеро.

Подпишитесь на «За рулем» в