Хроника: электромобиль в оккупации

70 лет назад, 1 мая 1941 года Peugeot начала выпуск своих первых электромобилей.

Voiture Légère de Ville, VLV, Легкий городской автомобиль – такое название получила эта модель. Казалось, время для ее выпуска было выбрано самое неудачное – с июля 1940 года Франция была захвачена фашистской Германией. И, тем не менее, по февраль 1945 года было построено 377 таких электромобилей, главным образом для почтового ведомства и фельдшерской службы.

Peugeot VLV оснащался передней подвеской на двойных поперечных полуэллептических рессорах. Передняя колея 1050 мм, задняя – 335 мм. Фото: William Crozes, Peugeot.

На первый взгляд, на оккупированных территориях происходили странные события. Было создано так называемое правительство Виши, по названию новой французской столицы. Возглавил это правительство прославленный французский полководец времен Первой мировой войны, «герой Вердена» маршал Анри Филипп Петен. 30 октября он обратился по радио к народу Франции с призывом сотрудничать с Германией. Эта политика войдет в историю как коллаборационизм. Несогласные с ней оказывали возможное сопротивление оккупантам – известно, что во Франции действовало подпольное Движение Сопротивления.

Значительно меньше известно о так называемой политике аттантизма, то есть, выжидания, которую проводили в эти годы многие промышленники Франции. Половинчатость германской политики в отношении своей Родины они расценивали как неуверенность немцев в своих силах и поэтому, с одной стороны, продолжали работу над перспективными проектами для мирного времени, а с другой – крайне неохотно, но все же выполняли приказы по производству и ремонту немецкой военной техники.

Задние колеса VLV закреплялись на четвертьэллиптической консольной рессоре. Фото: William Crozes, Peugeot.

Первого октября 1940 года в правительстве Виши был создан Организационный комитет автомобилестроения – своего рода министерство автомобильной промышленности. В него вошли представители крупнейших автозаводов, в том числе Жан-Пьер Пежо. Руководил комитетом госсекретарь по промышленному производству Франсуа Леиде (Francois Lehideux). Комитет быстро наладил работу заводов. Известно, что за четыре года оккупации Citroen выпустил 37190 автомобилей, Renault – 34270, Peugeot – 27415. Это были преимущественно грузовики, однако и пассажирские модели тоже. Кстати, за каждой из французских компаний оккупанты закрепили германского «куратора». Так, фирма Peugeot входила в структуру завода Volkswagen.

Батареи размещались спереди под капотом, оставляя немного места для почты. Данный автомобиль находится в коллекции Bruce Weiner Microcar Museum в Мэдисоне, штат Джорджия, США.

Из-за жесткого рационирования горючего большинство машин, поставлявшихся в те годы на французский рынок, оснащались альтернативными источниками энергии. В основном – генераторными установками, работающими на дровах или древесном угле.

Peugeot VLV стал одним из проектов, использующим свинцово-кислотные аккумуляторы – четыре 12-вольтовые батареи. Они выдавали суммарный ток напряжением 48 вольт и силой 82 ампера. При массе машины в 348 кг вес аккумуляторов составлял 160 кг. Понятно, что конструкцию предельно упростили: отказались от лишних мест, передних тормозов, жесткой крыши и боковых стекол. Оставили единственную фару. Выбрали крохотные шины размерности 270х90. Сблизили задние ведущие колеса и отказались от дифференциала (после войны ту же схему выберут для BMW Isetta). В движение автомобиль приводился единственным электромотором SAFI мощностью 1,3 - 3,5 л.с. при 2250 об/мин. Он разгонял Peugeot VLV до 36 км/ч. Одной зарядки аккумуляторов хватало примерно на 70 км.

Один из электромобилей VLV для почты.

Малые объемы производства этого электромобиля объяснялись не столько лимитированием сырья, сколько отсутствием нормальной производственной базы – VLV выпускали на арендованном заводе под Парижем. В это время предприятие в Сошо было загружено выпуском нормальных легковых автомобилей и грузовиков.

В ночь с 15 на 16 июля 1943 года англо-американская авиация разбомбила заводы Peugeot в Сошо и Безансоне. На заводах Peugeot действовали группы саботажа и информирования союзников - в частности, о выпуске деталей для германских ракет «Фау». После освобождения страны Front national de la Resistance направил поздравления Жан-Пьеру Пежо «за олицетворение сопротивления врагу на его заводах». Коллаборационизма и сопротивления в оккупированной Франции было минимально, что позволило, несмотря на бомбежки, сохранить костяк машиностроения для мирных лет.

Задний мост качался на подвеске вместе с электродвигателем и приводом.
Единственным прибором Peugeot VLV был амперметр, выпущенный фирмой Jaeger, сегодня выпускающей часы известной марки Jaeger-LaCoultre.

Подпишитесь на «За рулем» в