Хроника: Он так любил Peugeot

95 лет назад, 19 мая 1916 года, в воздушном бою над Верден-сюр-Мёзом был сбит выдающийся французский автогонщик Жорж Буало, выступавший за заводскую команду Peugeot.

Уже само место рождения Жоржа Луи Фредерика Буало (Boillot) предопределило его судьбу. Он появился на свет на востоке Франции, в местечке Валантинэ, где компания Peugeot начинала свою деятельность, и где до сих пор проживают многие из семьи Пежо.

1-1 Жорж Бойо (3.08.1884 – 20.05.1916 гг.) за рулем Peugeot L76 Grand Prix, 1913 год. Фото: Library of Congress

Знаковым для Буало стал 1908 год, когда он, отслужив срочную в 21-м пехотном полку, знакомится с автомобильными гонщиками Полем Цукарелли и Жилем Гу. Все трое составят новую заводскую команду Peugeot.

Впрочем, Буало начинает выступать за компанию Fils de Peugeot Freres, основанную племянниками Армана Пежо, Жюлем, Пьером и Робером. В отличие от Automobiles Peugeot, эта компания выпускает машины марки Lion-Peugeot. В 1908 году на Гран При в Дьеппе начинающий гонщик приходит четвертым в своем классе. В 1910-м, когда обе ветви Peugeot сольются, Буало уже разбавляет своим присутствием сонм итальянских пилотов на «Тарга Флорио».

Бойо перед стартом Гран При Франции в Дьеппе, 1912 год.

Как часто происходит, раскрыться таланту помогает правильная машина. Швейцарский инженер Эрнст Анри проектирует такую: Peugeot L76 с четырехцилиндровым мотором, оснащенным двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами на цилиндр. Этому техническому решению суждено будет утвердиться на массовых моделях только в начале 1990-х годов. Тогда мотор схемы DOHC выглядел совершеннейшим космосом. При рабочем объеме 7,6 л этот двигатель выдавал 130 л.с. при 2250 об/мин. и мог разгонять машину до скорости 160 км/ч.

В Индианаполисе Бойо не везет, хотя его Peugeot L76 показывает рекордное время в квалификации, 1914 г.

26 июня 1912 года Буало за рулем Peugeot L76 побеждает в гонках Гран-при автомобильного клуба Франции в Дьеппе. А на другой год становится первым французом, выигравшим этот престижный трофей дважды. Машина оказалась крайне удачной – в тот же год Жиль Гу станет первым французом, победившим в 500-мильных гонках в Индианаполисе. В 1914-м в Indy-500 стартует и Буало, правда, не настолько удачно – хоть и установил рекорд круга 160,70 км/ч, сдает позиции из-за сломанной рамы.

Пилот Бойо осматривает ротативный 9-цилиндровый мотор Gnome et Rhône своего Nieuport XVI по прозвищу bébé («Малыш») перед вылетом.

А дальше была война…

Буало мобилизован 2 августа 1914 года. Его приставляют водителем к генералу Жоффру, главнокомандующему французской армией, автору «чуда на Марне», когда свежие силы на парижских фиакрах (в том числе и марки Peugeot) были переброшены к реке Марна, благодаря чему и восстановлен фронт перед стремительно продвигавшимися к Парижу германцами.

Карьера удалась? Шофер главнокомандующего (справа) с дружком у автомобиля Peugeot генерала Жоффра. Фото: Library of Congress

Однако Буало не удовлетворяется ролью штабного водителя. Еще в феврале 1911 года им получена лицензия летчика за №395. Теперь он обретает лицензию уже военного пилота, за №1759 от 13 октября 1915 года, и в звании младшего лейтенанта переводится служить в авиацию. Первый неприятельский самолет Буало сбивает 8 марта 1915 года, следующий – 31 марта. Для Буало это почти как достичь победы в Гран-При. К слову, вероятность погибнуть на соревнованиях в те годы была почти такой же, как быть сбитым в бою. Здесь все, как в гонках – моторы, механики, скорости, товарищи, противники, награды. Второго апреля 1915 года Буало получает военный крест. После еще двух сбитых немцев 15 мая 1916 года его зачисляют в образованный еще при Наполеоне Легион Чести.

Боевые награды Жоржа Бойо: Croix de guerre и медаль Ordre national de la Légion d'honneur.

20 мая 1916 года в схватке с пятью «фоккерами» Nieuport Жоржа Буало над деревушкой Бар-ле-Дюк в окрестностях Вердена будет сбит. На следующий день, не приходя в сознание, Буало скончается в госпитале. Его друзья по эскадрилье N65, асы Наварра и Нунжессер, положив цветы на могилу, сразу отправятся в бой. В тот день Наварра одержит свою 11-ю победу, а Нунжессер – 5-ю.

Истребитель Nieuport XVI представлял собой планер модели Nieuport XI с мотором Gnome et Rhône 9J мощностью 130 л.с. Столько же было под капотом у Peugeot L76, на которой Бойо дважды становился победителем Гран-При Франции. Фото: Mick Bajcar www.airlines.net

Подпишитесь на «За рулем» в