Хроника: случай на водах — журнал За рулем

Хроника: случай на водах

55 лет назад, 26 июля 1956 года, в морской катастрофе у берегов США был потерян уникальный концепт-кар компании Chrysler — Norseman.

Концепт-кар Chrysler Norseman был придуман дизайнерами Chrysler Motor Corporation Вирджилом Экснером и Уильямом Браунли. Они так и не увидели своего детища.

Концепт-кар Chrysler Norseman был придуман дизайнерами Chrysler Motor Corporation Вирджилом Экснером и Уильямом Браунли. Они так и не увидели своего детища.Концепт-кар Chrysler Norseman был придуман дизайнерами Chrysler Motor Corporation Вирджилом Экснером и Уильямом Браунли. Они так и не увидели своего детища.
Концепт-кар Chrysler Norseman был придуман дизайнерами Chrysler Motor Corporation Вирджилом Экснером и Уильямом Браунли. Они так и не увидели своего детища.

Chrysler Norseman находился на борту итальянского лайнера «Андреа Дориа», следовавшего из Генуи в Нью-Йорк. До берега оставалась сотня миль, когда в тумане лайнер столкнулся с кораблем «Стокгольм» Шведско-Американских линий, следовавшим из Нью-Йорка в Гётеборг.

Произошло кораблекрушение в ночь с 25 на 26 июля в 45 милях юго-восточнее острова Нантакет (штат Массачусетс). По совпадению, название концепт-кара, Norseman, переводится как «скандинав» или «норвежец». Именно скандинавы, викинги, в XI столетии образовали первое поселение на острове Нантакет.

Лайнер «Андреа Дориа» был спущен на воду 16 июня 1951 года и совершил первый рейс 14 января 1953 года. Водоизмещение 29 000 тонн, длина 213,8 м, вместимость 1221 пассажир, скорость 23 узла (42,6 км/ч). Назван в честь генуэзского адмирала XVI века.

Лайнер «Андреа Дориа» был спущен на воду 16 июня 1951 года и совершил первый рейс 14 января 1953 года. Водоизмещение 29 000 тонн, длина 213,8 м, вместимость 1221 пассажир, скорость 23 узла (42,6 км/ч). Назван в честь генуэзского адмирала XVI века.Лайнер «Андреа Дориа» был спущен на воду 16 июня 1951 года и совершил первый рейс 14 января 1953 года. Водоизмещение 29 000 тонн, длина 213,8 м, вместимость 1221 пассажир, скорость 23 узла (42,6 км/ч). Назван в честь генуэзского адмирала XVI века.
Лайнер «Андреа Дориа» был спущен на воду 16 июня 1951 года и совершил первый рейс 14 января 1953 года. Водоизмещение 29 000 тонн, длина 213,8 м, вместимость 1221 пассажир, скорость 23 узла (42,6 км/ч). Назван в честь генуэзского адмирала XVI века.

Туманы в этих водах — частое явление из-за столкновения теплого Гольфстрима с холодным Лабрадорским течением. К тому же и фарватер здесь очень оживленный.

Надо сказать, что капитаны Пьеро Каламаи («Андреа Дориа») и Гарри Гуннар Нордсон («Стокгольм») приняли необходимые при движении в плотном тумане предосторожности — сбавили ход, задраили переборки, подавали сигналы ревуном. На судах работали радары. Тем не менее, происходило сближение на скорости около 40 узлов (74 км/ч).

Лайнер затонул только спустя почти 11 часов после столкновения.

Лайнер затонул только спустя почти 11 часов после столкновения.Лайнер затонул только спустя почти 11 часов после столкновения.
Лайнер затонул только спустя почти 11 часов после столкновения.

Корабли должны были расходиться левыми бортами. Однако в 23:10 капитан «Андреа Дориа» приказал принять влево, пытаясь оставить шведское судно по правому борту. В свою очередь, «Стокгольм» довернул на 20 градусов вправо, чтобы, как полагал капитан Нордсон, расширить коридор расхождения левыми бортами. Поскольку суда продолжали двигаться навстречу друг другу, коридор, наоборот, сужался. Поняв, что избежать столкновения не удается, капитан «Стокгольма» дал полный назад и право руля. В 23:13 суда столкнулись. Удар пришелся под углом почти 90 градусов в переднюю часть «Андреа Дориа», в район спардека. Оба корабля сохранили плавучесть, нос «Стокгольма» был смят. Все могло быть гораздо хуже. «Андреа Дориа» затонула только наутро, в 10:09. Времени было достаточно для эвакуации пострадавших. На «Андреа Дориа» из 1134 человек пассажиров и 572 членов экипажа погибли только те, кого раздавило в каютах — 46 человек. Пятеро погибли и на «Стокгольме», они спали в носовых каютах. Трагедия отметилась удивительным происшествием с 14-летней Линдой Морган, дочкой диктора радиостанции ABC Эдварда Моргана. Диктор продолжал вести репортаж о кораблекрушении, ничем не выдавая перед слушателями волнения за судьбу собственной дочери, которая плыла на «Андреа Дориа». Дочку же ударом выбросило… на палубу «Стокгольма». В суматохе матросы не сразу обратили внимание на заплаканного ребенка, звавшего родителей. История обретения дочери в прямом эфире стала одной из наиболее драматических reality-show нашего времени.

«Андреа Дориа» лежит на правом боку на траверзе острова Нантакет на глубине 50 м. Судно служит привлекательным объектом для дайверов и имеет славу «говорящего остова», поскольку под воздействием течений и саморазрушения металл корабля периодически издает зловещий скрежет.

Мастер-модель Norseman, по которой создавались наружные панели кузова концепт-кара.

Мастер-модель Norseman, по которой создавались наружные панели кузова концепт-кара.Мастер-модель Norseman, по которой создавались наружные панели кузова концепт-кара.
Мастер-модель Norseman, по которой создавались наружные панели кузова концепт-кара.

Под толщей воды покоится и концепт-кар Chrysler Norseman, 17 июля отгруженный на борт «Андреа Дориа» в Генуе. Спрашивается, почему новейший концепт-кар, которому предстояло стать звездой Нью-Йоркского автосалона в декабре, плыл в США? Для многих американцев, читавших о трагедии на море, стало полной неожиданностью, что одна из крупнейших корпораций не самостоятельно строит шоу-кары, а заказывает их где-то на стороне. Субподрядчиком Chrysler выступало туринское ателье Ghia.

Дизайн-бюро Chrysler разрабатывало эскизы, a итальянцы выполняли всю «черную работу»: разрабатывали поверхность, строили деревянную мастер-модель и изготавливали полностью работоспособный образец. Причем случай с Norseman был отнюдь не единственным. К счастью, другие заказанные у Ghia концепт-кары и прототипы благополучно достигли адресата.

Chrysler Norseman подавался как «самая автоматизированная машина в мире». Так, заднее стекло автоматически уезжало в полость крыши. О крыше автомобиля, лишенной передних стоек, говорили как о результате глубоких расчетов сопромата, что позволило обеспечить водителю круговой обзор.

Chrysler Norseman подавался как «самая автоматизированная машина в мире». Так, заднее стекло автоматически уезжало в полость крыши. О крыше автомобиля, лишенной передних стоек, говорили как о результате глубоких расчетов сопромата, что позволило обеспечить водителю круговой обзор.Chrysler Norseman подавался как «самая автоматизированная машина в мире». Так, заднее стекло автоматически уезжало в полость крыши. О крыше автомобиля, лишенной передних стоек, говорили как о результате глубоких расчетов сопромата, что позволило обеспечить водителю круговой обзор.
Chrysler Norseman подавался как «самая автоматизированная машина в мире». Так, заднее стекло автоматически уезжало в полость крыши. О крыше автомобиля, лишенной передних стоек, говорили как о результате глубоких расчетов сопромата, что позволило обеспечить водителю круговой обзор.

Потеря «Андреа Дориа» была оценена в $30 млн, повреждения «Стокгольма» — в $2 млн. Chrysler Norseman, по разным прикидкам, мог стоить около $250 тысяч. Итальянцы озвучивали цену 45 млн.лир, что равняется стоимости 90 малолитражек Fiat-500. Впрочем, потерю груза покрыла страховка. Между тем суд, который должен был определить виновного в кораблекрушении, не состоялся — пароходные компании уладили дело в досудебном порядке.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...