Хроника: день рождения основателя Volvo — журнал За рулем

Хроника: день рождения основателя Volvo

120 лет назад, 13 августа 1891 года, родился один из основателей автомобилестроительной компании Volvo Ассар Габриэльссон.

Ассар Торнвальд Натаниэль Габриэльссон (13.08.1891 — 28.05.1962 гг.)

Ассар Торнвальд Натаниэль Габриэльссон (13.08.1891 — 28.05.1962 гг.)Ассар Торнвальд Натаниэль Габриэльссон (13.08.1891 — 28.05.1962 гг.)
Ассар Торнвальд Натаниэль Габриэльссон (13.08.1891 — 28.05.1962 гг.)

Отец Ассара однажды сменил пыльную должность управляющего кирпичным заводом на владение небольшой фермой Spännefalla в округе Тибро на юге Швеции. Он занялся торговлей яйцами, и дело это неожиданно пошло в гору.

Семья смогла позволить себе жизнь в Стокгольме, где Ассар с отличием закончил колледж и поступил в Стокгольмскую высшую школу экономики. Ассару преподавали такие светила своего времени, как Уолтер Эрнст Харлок и Эли Хекшер.

В октябре 1911 года Ассар Габриэллссон получил высшие оценки по пяти дисциплинам и даже был отмечен за дипломную работу по теме «Как в Швеции организовано производство и продажа спиртных напитков». В числе прочего Ассар получил высший балл по русскому языку, что особенно пришлось по душе его отцу, импортировавшему из России яйца.Ассар овладел также мастерством стенографии и с 1911-го по 1916 год служил в канцелярии нижней палаты шведского парламента.Знанию русского языка немало удивились большевики, когда в середине 1920-х годов Ассар Габриэльссон прибыл в Москву с инспекцией конфискованного подшипникового завода Svenska Kullagerfabriken (SKF). На этой фирме с 1916 года начался быстрый карьерный рост молодого амбициозного экономиста. Так что в РСФСР прибыл уже «директор по продажам SKF господин Габриэльссон».

Первая модель компании с несущим кузовом, PV444, на заводском дворе, 1950 г.

Первая модель компании с несущим кузовом, PV444, на заводском дворе, 1950 г.Первая модель компании с несущим кузовом, PV444, на заводском дворе, 1950 г.
Первая модель компании с несущим кузовом, PV444, на заводском дворе, 1950 г.

Возможно, общение на одном языке способствовало тому, что в нашей стране аббревиатура SKF стала синонимом настоящего подшипника.

Один из первых Volvo — модель с закрытым кузовом PV4, 1928 год

Один из первых Volvo — модель с закрытым кузовом PV4, 1928 годОдин из первых Volvo — модель с закрытым кузовом PV4, 1928 год
Один из первых Volvo — модель с закрытым кузовом PV4, 1928 год

Поворотным пунктом в биографии Ассара Габриэльссона стала его встреча с инженером Густавом Ларссоном. Он пришел на SKF в 1915-м, годом раньше Габриэльссона. Однако их настоящее сотрудничество началось много позже, причем по довольно необычному случаю. Дело было в 1924 году, на Иванов день. Оказавшись по делам в Стокгольме (офис SKF располагался в Гётеборге), Габриэльссон заглянув в ресторанчик «Стурехоф» поесть раков. Ларссон, что примечательно, имел в тот день те же намерения. И вот двое коллег по прежней работе встретились. Сперва они молча умяли раков, в которых инженер Ларссон знал толк, — его старший брат владел лавкой по продаже раков в Ветланде. А насытившись, Ларссон начал делиться с Габриэльссоном планами постройки настоящего шведского автомобиля — прочного, надежного, вместительного.

Основатели компании AB Volvo Густав Ларссон и Ассар Габриэльссон (справа)

Основатели компании AB Volvo Густав Ларссон и Ассар Габриэльссон (справа)Основатели компании AB Volvo Густав Ларссон и Ассар Габриэльссон (справа)
Основатели компании AB Volvo Густав Ларссон и Ассар Габриэльссон (справа)

Раки, безусловно, поспособствовали тому, что Габриэльссон загорелся этой идеей и попытался заинтересовать ею руководство SKF. Ларссон в это время вовсю чертил проект, выселив из детской собственных сыновей. Руководство SKF, вероятно, не настолько рьяно разделяло пристрастие новоявленных компаньонов к ракам, поэтому в 1925 году отказало проекту в поддержке. Однако благодаря SKF автомобиль получил название Volvo, что в переводе с латыни значит «Я качусь!». Это название было зарезервировано за созданным в 1915 году однорядным радиальным шарикоподшипником с пазом для ввода шариков. Такие подшипники выпускали недолго, но удачную марку на всякий случай запатентовали для всего, что теоретически могло катиться: велосипедов, дрезин, автомобилей. И марка пригодилась.

Фабрика на острове Хисинген под Гётеборгом, где 14 апреля 1927 года с конвейера сошел первый автомобиль марки Volvo

Фабрика на острове Хисинген под Гётеборгом, где 14 апреля 1927 года с конвейера сошел первый автомобиль марки VolvoФабрика на острове Хисинген под Гётеборгом, где 14 апреля 1927 года с конвейера сошел первый автомобиль марки Volvo
Фабрика на острове Хисинген под Гётеборгом, где 14 апреля 1927 года с конвейера сошел первый автомобиль марки Volvo

Прототипы первой модели автомобиля Volvo строились на личные средства Ассара Габриэльссона, который расстался с SKF в 1926 году чтобы занять должность управляющего директора нового предприятия — AB Volvo. В этой должности он пребывал до самой отставки в 1956 году. За четыре года до этого события с должности технического директора уволился Густав Ларссон. Оба компаньона еще долгое время продолжали входить в наблюдательный совет компании. Умер Ассар Габриэльссон 28 мая 1962 года.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...