Мигалки по-прежнему рулят

В последнее время ГИБДД Москвы и Санкт-Петербурга стали принимать жалобы на «мигалки», но в целом по стране полицейские не замечают сигналов общественности. В Новосибирске видеозаписи нарушений принимать отказываются, в российской столице принимают, но заставляют потратить на бюрократические проволочки полдня. Исключение – питерские инспекторы, которые сами призвали автовладельцев снимать нарушения. А в Казани, напротив, дела фабрикуют на самих борцов с нарушителями.

Суд московского района Хорошево-Мневники снова перенес рассмотрение дела в отношении водителя управделами президента Николая Шульгинова. Теперь заседание должно состояться 27 октября, сообщили на сайте«Синих ведерок». Напомним, 9 сентября Шульгинов за рулем служебной BMW с мигалками не поделил МКАД с активистом общества «Синих ведерок» Иваном Кузнецовым и набросился на парня с кулаками. Иван написал заявления в мировой суд и в отдел ГИБДД. И если бы не поддержка активистов, то дело бы до суда не дошло. Николай Шульгинов не явился для вручения ему копии заявления и разъяснения его процессуальных прав, а без этого судья не могла назначить дату судебного заседания. Поэтому на имя управляющего делами президента Владимира Кожина через сайт ведомства активисты отправили несколько десятков сообщений с просьбой обеспечить явку Шульгинова.

Несколько лет назад в подобном случае правоохранительные органы не приняли бы даже заявление, говорит координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Активисты снимают сразу несколько машин-нарушителей на фото и видео и пишут заявление в ГИБДД. В ответе гаишники всегда забывают об автомобилях серии АМР и ЕКХ, а насчет остальных сообщают, что их владельцам выписан штраф. За год, пишет «Общая газета», автомобилисты отправили в ГИБДД России около 30 тыс. таких материалов, большинство которых приходится на обе российские столицы. Автоинспекторы неохотно принимают заявления, а в городах страны и вовсе неадекватно реагируют на инициативу водителей. Новосибирские полицейские, например, отказываются принимать видеозаписи, оправдываясь своим нерусским казенным языком: «видеосъемка, произведенная на видеорегистратор, не имеющий свидетельства о поверке, а также осуществляемая не уполномоченным на то лицом, не будет являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении» - сам черт ногу сломит, разбирая такие писульки.

Как поясняет президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин, «поверка (ее проводит Государственная метрологическая служба) нужна только для приборов, которые дают количественные показатели, например измеряют скорость или содержание углекислых газов. Видеокамера же ничего не измеряет, а просто фиксирует изображение. А по Кодексу об административных правонарушениях сообщение физического лица может служить поводом для возбуждения дела», - цитирует «Общая газета».

Казанского активиста Федерации автовладельцев России Дмитрия Золотова суд лишил прав 28 июля. До этого Дмитрий лишил права ездить без правил местных чиновников. 18 января Дмитрий ехал по улице Даурской и увидел знакомую многим казанцам картину: сотрудники ГИБДД поставили свой автомобиль под знаком «Остановка запрещена» и перекрыли движение на перекрестке для проезда VIP-машин. Дмитрий заснял их за работой и отправил видеозапись вместе с заявлением в прокуратуру Казани. Прокуратура решила, что по закону «О государственной охране» перекрытие движения возможно только для обеспечения безопасности глав и членов правительств иностранных государств, находящихся на территории России. Чиновники же республики и города не входят в круг лиц, подлежащих охране. Поэтому прокуратура потребовала от министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение закона. С тех пор, как рассказал Дмитрий, сотрудники ГИБДД больше не перекрывают несколько улиц на 10–15 минут, как раньше. Они перекрывают только половину маршрута и только на три минуты.

Казанские активисты уверены, что Дмитрия Золотова лишили прав из мести. 18 апреля 2011 года он опять ехал по улице Даурской. Как рассказал Дмитрий, он остановился, чтобы спросить у инспектора, как ему проехать к стадиону. Инспектор обратил внимание на то, что на машине Дмитрия грязные номера. «Был апрель, грязь на номерах была, но нечитаемыми они не были», – утверждает Дмитрий. Затем инспектор попросил его документы для проверки и уехал с ними на полтора часа. Вернувшись, инспектор отвинтил знаки и сообщил, что Дмитрию грозит статья «управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками». В определении Приволжского районного суда Казани произошедшее описали так. Инспекторы, «проверив документы на автомашину, увидели отличия между государственным регистрационным знаком, установленным на машине и указанном в свидетельстве о регистрации». Председатель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев говорит, что ГИБДД охотится на активистов во многих регионах России.

Подпишитесь на «За рулем» в