Хроника: день рождения барона

145 лет назад, 8 ноября 1866 года, родился выдающийся британский промышленник сэр Герберт Остин.

Гоночный Austin 100HP Grand Prix был оснащен 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 9677 куб.см. мощностью 171 л.с.

Говоря об Austin Motor Company, British Motor Company, British Leyland Motor Corporation и, в конечном счете, об Austin-Rover, мы вспоминаем человека, без которого история британского автомобилестроения пошла бы совсем по иному пути.

Иное направление развития могла получить и промышленность Австралии, где Герберт Остин начал свою профессиональную карьеру.

Герберт Остин – выходец из простой фермерской семьи из Букингемшира. В Австралию он приехал погостить к дяде по материнской линии, да и загостился. Дядя устроил его работать к себе на завод Mephan Ferguson. А затем Герберт встретил миловидную девушку. Ее звали Хелен Дрон, ее родители были потомками шотландских переселенцев. В 1887 году молодые поженились, купили дом. Первенца назвали Вернон Джеймс.

Сэр Герберт Остин, 1-й барон Лонгбридский, в день посвящения в лордство, 1936 год

Надо было кормить семью. Перспективный инженер Герберт Остин устроился в Wolseley Sheep Shearing Machine Company, выпускавшую машинки для стрижки овец. Что поделать, если в пору, когда разворачивались события, Австралию интересовали только овцы? Впрочем, Фредерик Йорк Вузли высоко ценил Герберта как инженера.

Герберт Остин позирует с автомобилем Austin 7HP на фоне замка Вартбург в окрестностях города Айзенах. Лицензию на производство машины у него только что приобрела германская фирма Dixi. 1927 год

В какой-то момент Вузли решает перенести дело в метрополию. Он понимает, что просто так Герберт с ним не поедет - его дочке только второй год пошел. И потом, сняться с насиженного места! И тогда Вузли предлагает Герберту долю в своей будущей британской фирме.

Партнеры причалили к берегам Альбиона в ноябре 1893 года.

Начали с велосипедов. Но был ли Остин конструктором первого автомобиля Wolseley? На этот счет точки зрения расходятся. Первый Wolseley образца 1895 года представлял собой трицикл с оппозитным двухцилиндровым мотором. За образец взяли французский De Dion-Bouton. Спустя год совет директоров согласился выделить две тысячи фунтов стерлингов – сумму по тем временам немалую – на развитие автомобильного производства. Для сравнения, в 1901 году Вузли получит 22 500 фунтов от бирмингемского оружейного синдиката Vickers за уступку всех прав на автомобильное производство.

В годы Первой мировой войны русская армия получала бронеавтомобили на шасси Austin 30HP. В 1914 году было поставлено 48 машин (так называемая первая серия), в 1915-м – 60 машин усовершенствованной второй серии, в 1917-м – еще 60 машин третьей серии и не менее 55 шасси для бронирования на Путиловском заводе в Петрограде. На снимке – один из броневиков Austin третьей серии, захваченный германцами. Фото: http://derela.republika.pl/austin.htm

Вот в этой операции роль Остина отчетлива: узнав, что директорам Vickers (в их числе был и Хайрам Максим, изобретатель пулемета) не хватает средств для совершения сделки, он привел человека, готового вступить в долю. Этим человеком был Фрэнк Кайзер, поставщик стали для завода Wolseley. Остин убедил его в своей состоятельности как специалиста по автомобилям. Поэтому во вновь образованном предприятии в бирмингемском Эддерли Парк инженеру Остину положен годовой оклад в 500 фунтов плюс пять процентов с прибыли. Так в Остине родился предприниматель. Увы, разногласия с Дугласом и Альбертом Виккерсами по поводу двигателя для очередной машины привели к увольнению Остина.

Малолитражный Austin 7HP. Под капотом – 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 747 «кубиков» и мощностью до 10 л.с. Необычным было то, что машина оснащалась тормозами на всех колесах. С 1922 по 1933 год было выпущено 300 000 автомобилей. Изображена модель с кузовом Top hat, «цилиндр». Автомобиль стоил в 1927 году 165 фунтов стерлингов

Фрэнк Кайзер пришел на выручку и на этот раз. В декабре 1905 года Герберт Остин зарегистрировал компанию собственного имени, Austin Motor Co. Ltd. Ей предстояло стать крупнейшей в Великобритании автомобильной фирмой. Ее головной завод возведут в Лонгбридже, на месте заброшенной типографии. В 1936 году за заслуги перед страной Герберта Остина титулуют бароном Лонгбриджским.

Журнал «За рулем» не раз писал о Герберте Остине.

Подпишитесь на «За рулем» в