Хроника: русский дизайнер, о котором мы не знали

110 лет назад, 12 ноября 1901 года, родился Алексей Владимирович Сахновский – выдающийся дизайнер из России, работавший в США.

Граф Александр Владимирович Сахновский (12.11.1901 - ?? 1964 гг.)

Когда в 1937 году на страницах журнала «За рулем» инженер НАТИ Александр Душкевич полемизировал на тему эволюции грузовых автомобилей, он, разумеется, и предположить не мог, что дизайн бескапотных White был разработан Алексисом де Сахновски, русским иммигрантом, сыном финансового советника царя Николая II.

Реклама DeVaux 6-75 Custom Coupe 1931 года. Компания просуществовала всего 14 месяцев, после чего была поглощена Continentals Motors Co, которая, в свою очередь, продержалась лишь до 1 января 1934 года – в Америке бушевал экономический кризис

Для графов Сахновских революция означала крушение идеалов. Отец принял яд. А юный Алексей пробрался на юг, где вступил в армию Врангеля. Ее остатки история разметала по огромному пространству от Измира до Парижа. Алексей Сахновский осел в Швейцарии, у тетки по материнской линии. Мать Алексея была дочерью известного в Малороссии сахарозаводчика Терещенко, не чуждого прогрессу. Он еще в начале века пытался наладить автобусное сообщение между Киевом и Житомиром.

Знаменитое купе Cord L-29, построенное по эскизам де Сахновски лично для Гектора Хейза. В 1929 году на конкурсе элегантности в Монако машина завоевала Гран При. Фото: www.supercars.net

Алексей, всегда мечтавший стать автомобильным инженером и даже гонявший с Андреевского спуска в Киеве на самодельной тележке без мотора, теперь получил возможность осуществить детскую мечту. Он поступает в Лозаннский университет, а затем – в известную брюссельскую Ecole des Arts et Métiers, «Школу искусств и ремесел», как называли высшие технические учебные заведения во Франции и Бельгии.

С января 1934 года Алексис де Сахновски возникает в титуле мужского журнала Esquire в качестве ведущего раздела техники и механизмов. Он насыщает журнал иллюстрациями настоящих и вымышленных автомобилей

И вот 27 декабря 1924 года Сахновский становится сотрудником кузовостроительной мастерской бельгийца Антуана Ван ден Пляса. (Сегодня Vanden Plas – известная на весь мир кузовостроительная компания.) Кроме того, Сахновский сотрудничает с бельгийским же ателье d’Ieteren. Свои эскизы он подписывает на французский манер – де Сахновски. Один из кузовов на шасси Minerva заказал Сахновскому Адриан Конан Дойль, сын создателя Шерлока Холмса.

Патент де Сахновски на форму грузового автомобиля White, 1937 год

Словом, одаренного молодого стилиста заметили. Однако сам он понимает, что размах в Европе не тот. Перебраться бы в Штаты… Сахновский забрасывает американские фирмы своими резюме, шлет эскизы в журналы. Главное препятствие для бывшего белогвардейца, человека без гражданства – отсутствие вида на жительство.

Радиоприемник Emerson Model BD-197 за характерный дизайн корпуса назвали в честь популярной исполнительницы 1930-х годов – Mae West, отличавшейся довольно пышными формами. Так де Сахновски воплощал в жизнь концепцию, впоследствии им самим же сформулированную как «физиологический стайлинг»

General Motors готова предложить контракт на шесть месяцев. Зато фирма Hayes Body Company из местечка Гранд Рэпидз в штате Мичиган – на целых два года. Гектору Джею Хейзу срочно требуется арт-директор. И Сахновский отдает предпочтение малоизвестной кузовной компании, чтобы сделать ее знаменитой.

Обложка проспекта автомобилей Nash 1939 модельного года. Де Сахновски признавали «вдохновителем» стиля этой марки

В 1928 году Сахновский на пароходе «Левиафан» прибывает в США. 22 октября подписывает контракт. Дизайнеру поручают разработку стиля автомобилей марки DeVaux. Завод DeVaux располагался по соседству с Hayes Body Co. Кузов, спроектированный Сахновским лично для Гектора Хейза на шасси Cord L-29, берет Гран-при на конкурсе элегантности в Монако. Продуктивность Сахновского поразительна. Свои патентные заявки он начинает со слов: «Я, Алексис де Сахноффски, субъект российского царского режима, проживающий в отеле «Уорвик» в городе Филадельфия…»

Как далеко может зайти дизайнер в своем воображении? Хотя грузовик такой формы не был построен, Сахновский посчитал необходимым ее запатентовать. 1937 год

К 1931 году, когда компания Хейза прогорела, Алексей Сахновский достаточно известен в Америке. В январе 1932 года начальник отдела стайлинга Packard Эдвард Маколей приглашает Сахновского в качестве консультанта. Имеются и другие предложения.

Знаменитые «пивные трейлеры» для канадской пивоваренной компании Labbat’s. Тягач поставила фирма White Motor Co., полуприцеп – Fruehauf Trailers, а аэродинамическую настройку соорудила мастерская Smith Brothers из Торонто. Кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый алюминиевыми листами, на лонжеронной раме. Для придания алюминию нужной формы использовался арсенал из 30 разнообразных молотков

Можно только догадываться о вкладе Сахновского в облик продукции той или иной компании. Например, сравнивать изменения, происходившие в стилистике моделей Packard с эскизами, сделанными для мужского журнала Esquire, с которым с 1934 года Сахновский сотрудничает в качестве «редактора по технике и механизмам». Впрочем, руководство компании Nash прямо признавало, что сделанные Сахновским эскизы вдохновили заводской отдел дизайна на создание моделей 1933 года.

Алексей Владимирович сотрудничал и с компанией Chrysler. В частности, при создании легкового Airflow или таких вот топливных цистерн Dodge

Известно, что Сахновский был причастен к дизайну Chrysler Airflow – модели, оказавшейся чересчур радикальной для 1934 года. Стиль streamline, «обтекаемый» – своеобразное ответвление от ар-деко – увлекает Сахновского. В этом стиле он создает и автомобили, и велосипеды, и даже радиоприемники.

Участвовал де Сахновски и в одной из многих попыток освоения американской автомобильной промышленностью компактных моделей. Машина, выпускавшаяся фирмой American Austin по английской лицензии, продавалась плохо, и в 1937 году Сахновского попросили придать ей более привлекательный вид. На снимке – вариант 1939 года

А знаменитые «пивные грузовики»? Когда Канада ввела запрет на рекламу пива, тамошние пивные короли Джон и Хью Лаббаты придумали привлекать внимание эффектными автомобилями для перевозки пенного напитка. Дизайн Сахновского полностью оправдал ожидания.

Знаменитый новатор Престон Такер, выступив в 1948 году с революционным по концепции проектом и благополучно провалившись, не оставлял попыток вернуться на рынок. В 1955 году Алексис де Сахновски нарисовал для мистера Такера эскизы спидстера Carioca. Такер скоропостижно скончался, проект – так и не родился…

Жизнь порой поворачивается неожиданной стороной. В 1942 году бывший врангелевец Сахновский, теперь уже в форме майора американских ВВС, прибывает в Москву. Здесь он в союзнической миссии помогает принимать технику, поступающую в СССР по ленд-лизу. По сути, делает то же самое, чем в годы Первой мировой войны занимался его покойный батюшка, когда, будучи комендантом Петроградской портовой таможни, принимал американские грузовики для русской армии.

На склоне лет Алексей Сахновский поселился во Флориде, где старательно оправдывал прозвище, данное ему журналистами – Mr. Dream Car. Он охотно сотрудничает с журналами, публикуя проекты фантастических машин. На снимке – обложка журнала Speed Age за октябрь 1957 года. Большая индустрия, перейдя на массовый выпуск автомобилей с несущими кузовами, больше не нуждалась в фигурах, подобных Рэймонду Лоуи, Алексу Тремюлусу и де Сахновски. Зато эскизы Алексея Владимировича вдохновили добрый десяток «самодельщиков» на постройку родстеров с кузовом из стеклопластика

Уволившись со службы в звании полковника, Алексей Сахновский возвращается к любимой профессии и создает еще ряд интересных проектов. В частности – первых спортивных машин с кузовом из стеклопластика, подтолкнувших легендарного шеф-дизайнера General Motors Харли Эрла к созданию Chevrolet Corvette. Не забывает Сахновский и сотрудничать с журналами в качестве иллюстратора. В частности, он выполнил в 1963 году серию рисунков классических автомобилей для альманаха Automobile Quarterly, в немалой степени поспособствовав росту авторитета этого первого в мире специализированного журнала по автомобильной истории.

Умер Алексей Сахновский в 1964 году.

Подпишитесь на «За рулем» в