Хроника: новая революция Lancia

75 лет назад, в ноябре 1936 года, начались продажи Lancia Aprilia – очередного революционного по конструкции автомобиля компании.

Lancia Aprilia второй серии (Tipo 438) из заводского собрания

Мировой дебют Lancia Aprilia состоялся на Лондонском автосалоне 15 – 24 октября 1936 года, а на Туринском автосалоне, открывшемся 28 октября, компания уже вовсю принимала заказы на необычный автомобиль. Никого не останавливала, скажем так, несколько странная внешность машины.

Первое официальное фото Lancia Aprilia Tipo 238. Автомобиль окрашивался в серый, синий, черный, фиолетовый или зеленый цвета. Интересно, что название машина получила от города Априлиа, основанного 25 апреля 1936 года на осушенных болотах новой провинции Литториа (Littorio – связка фашин, окружавшая топорики древнеримских ликторов). Теперь это провинция Латиния. Название города выбрал Муссолини, обратившись к древнеримскому образу Venus aprilia, Венеры плодородной, знакомому нам в том числе по картине Боттичелли «Весна»

Это был первый итальянский серийный автомобиль, созданный с учетом требований аэродинамики – исследования проводили в трубе Туринского политехнического института. В результате заднюю стенку кузова заметно скруглили, добившись коэффициента аэродинамического сопротивления 0,47 – т.е. примерно как у ВАЗ-2107.

Сегодня Aprilia можно было бы отнести к машинам, предназначенным для людей среднего достатка. Так сказать, модель среднего класса. Однако в Италии той поры многие не могли позволить себе даже велосипед. Во владельце Lancia Aprilia видели партийного функционера районного масштаба, преуспевающего врача, известного адвоката…

Патент Винченцо Лянча на независимую свечную подвеску передних колес

В довоенные годы машины Lancia высоко ценили настоящие знатоки. Помните, как в «Трех товарищах» Ремарка: «А вот идет настоящая машина, «Лянча». Она наверняка догонит и «Мерседес» и «Рено», как волк пару ягнят».

На фоне автомобилей своего класса Aprilia обладала целым рядом прогрессивных технических решений. У нее был самонесущий кузов, независимая подвеска всех колес (спереди – свечная, на пружинно-амортизационных стойках, сзади – торсионная с продольными рычагами и качающимися полуосями), четырехступенчатая коробка передач, тормоза с гидравлическим приводом (сзади – вынесенные к главной передаче).

Компоновка Aprilia 1936 года. Задним пассажирам было тесновато: расстояние от подушки дивана до потолка составляло 830 мм. Причем замеры показаны по самому выгодному для производителя месту. Фото: Wikipedia, Giomayo

Кроме того, машину оснастили двигателем редко встречавшейся в истории конфигурации – V4. Цилиндры в блоке располагались с развалом в 18 градусов. Ford Taunus 12M (модель 1963 г.), Saab 96, ЗАЗ-965 – все они, оснащенные V-образной «четверкой», появятся много позже. Двигатель Aprilia рабочим объемом 1352 куб. см имел верхний распределительный вал (впускные клапаны – верхние, выпускные – нижние) и полусферические камеры сгорания. Примечательно, что головки цилиндров у Aprilia были чугунные, а блок – из алюминиевого сплава и с чугунными гильзами, тогда как чаще всего делается наоборот. Тем не менее, термический КПД двигателя оказался очень высок. Как результат – впечатляющая для тех лет отдача: 47 л.с. при 4300 об/мин.

Шасси Aprilia Tipo 239 с удлиненной до 285 см колесной базой предназначалось главным образом для создания заказных кузовов. Их также использовали для постройки утилитарных армейских версий Coloniale

Посетители Лондонского и Туринского автосалона сразу обратили внимание на то, что двери кузова распахиваются в разные стороны. Итальянцы говорили ad armadio – «как у гардероба». Центральной стойки не было, поэтому внутрь было очень удобно заходить. И – что совершенно невообразимо для 1930-х – у дверей не торчали наружу петли. Кто бы знал, скольких мучений стоило конструкторам сделать потайные петли! Увы, как раз это мало кто из клиентов оценил.

Зато они сетовали на тесноту внутри. Еще бы – стенки кузова заваливались в угоду снижению аэродинамического сопротивления, а гнутых стекол, помогающих расширить внутреннее пространство, в ту пору не применяли. Хотя уже то, что бесстоечный несущий кузов не перекашивало, а двери не провисали, следует отнести к бесспорной заслуге разработчиков.

Кузовщик Уго Дзагато одним из первых закупил крупную партию шасси и начал строить на них разнообразные кузовы. Наступало время новых автомобильных фасонов, и кузовщики занимались поисками внешнего вида автомобилей будущего

Автомобиль создавался инженерами Альгиза, Верга, Сола, Фалькетто под руководством главного конструктора Lancia Джузеппе Багги. Так выпало, что Aprilia стала последней моделью, сделанной под началом Винченцо Лянча. Выдающийся гонщик, предприниматель и инженер не дожил девяти дней до начала серийного производства машины, внезапно скончавшись 15 февраля 1937 года от сердечного приступа.

Наиболее серьезными соперниками модели были Citroen 7CV Traction Avant и Fiat 1500. Однако в горной Италии переднеприводный Citroen терял свои замечательные качества из-за недостаточно нагруженной ведущей оси, а более дешевый, пусть и шестицилиндровый Fiat уступал Aprilia в динамике.

В 1938 году на гонке «Милле Милья» пилот Луиджи Виллорезе победил в классе 1,5 л на Lancia Aprilia Sport с кузовом Zagato

Но объемы производства! Aprilia никак не назовешь массовой моделью. С 24 февраля 1937 по 17 августа 1939-го было выпущено 10 354 седанов первой серии машины, Tipo 238.

Вторая серия была неожиданно глубоко модернизирована. Самое интересное, внешне машины обоих серий неразличимы. Некоторые полагают, что отсутствие подножек служит приметой первой серии. Однако подножками не баловали базовую версию, тогда как Lusso («люксовая») их получала. А примерно с середины 1938-го подножки появились и у базовой версии.

Изменения под капотом оказались куда серьезнее. Другой двигатель! Проблема была в вибрациях, обусловленных его необычной конфигурацией. И вот развал блока уменьшили с 18 ° 6'40 " до 17 ° 3'40", опоры мотора сделали более эластичными. Установили более совершенные карбюраторы. Рабочий объем увеличился до 1486 куб. см, мощность – до 48 л.с. Сцепление тоже новое, рассчитанное под передачу увеличенного крутящего момента. 60-амперный аккумулятор уступил место 75-амперному.

На приборном щитке Aprilia располагался необычный указатель уровня топлива. Количество бензина определялось электрическим индикатором ISOS. Нужно было нажать и удерживать кнопку в центре торпедо и смотреть, какой из кружочков загорится. С цифрой «5» – значит, топлива около пяти литров, с числом «45» – полный бак. Иногда загорались две соседние лампочки, и водителю приходилось высчитывать среднеарифметическое значение. Рисунок: Wikipedia, Giomayo

В задней подвеске исчезли архаичные фрикционные амортизаторы, уступив место гидравлическим высокого (30 атм) давления. Летом они иногда выкидывали владельцам «лянч» сюрпризы, поэтому в начале 1939-го амортизаторы задней подвески меняют вновь, на 10-атмосферные.

Изменения коснулись и салона (в частности, включателей фар и «поворотников»). В целом, почти не изменившись внешне, машина заслужила новое обозначение Tipo 438.В таком виде она выпускалась до октября 1949 года (сделано 9728 машин).

Недостатком аэродинамической формы седана Aprilia был, в частности, небольшой багажник. Хотя в 1936 году он уже имел обособленный доступ, что еще не укоренилось на машинах многих марок

Lancia Aprilia стала своеобразным «последним поклоном» знаменитым итальянским carrozzieri, кузовщикам. Переход с рамных конструкций на самонесущие ставил крест на старинном ремесле постройки заказных кузовов. Для кузовных ателье Lancia выпускала целых три серии шасси Aprilia (Tipo 239, 539, 639) с увеличенной с 275 см до 285 и даже 295 см колесной базой и более длинной главной передачей, рассчитанной под установку тяжелых заказных кузовов. Строго говоря, кузов Aprilia нельзя считать несущим в современном понимании – речь, скорее, о несущем платформенном основании.

Lancia Aprilia Berlinetta Aerodinamica работы кузовного ателье Pininfarina 1936 года – как сейчас модно выражаться, «трендсеттер». Это один из самых первых в мире кузовов формы, которая будет принята лишь спустя десятилетие. Было построено три или четыре образца, несколько отличавшихся друг от друга. Один из них на автостраде Рим – Остия развил скорость 160 км/ч – более чем на 40 км/ч быстрее серийной модели. Сегодня один из этих автомобилей хранится в «Музее прототипов» в Гамбурге

Поэтому кузовщики не испытывали особых проблем с адаптацией шасси под свои творения. К слову, кузовщики тоже прощались с эпохой – на шасси Aprilia были построены многочисленные заказные машины с кузовами без обособленных крыльев и подножек, т.н. «понтонного» типа. Глядя на них, Андрей Липгарт сделал свою «Победу».

Подпишитесь на «За рулем» в