Китайскому автопрому помогут чиновники

Китайское правительство продолжает активную поддержку отечественного автопрома. Вслед за ограничением объема двигателей и цены автомобилей для чиновников появился и новый запрет, касающийся брендов.

Мы уже писали о том, что в Китае чиновникам запретили иметь автомобили с двигателями объемом свыше 1,8 литра и ценой более $28,5 тысячи. В этом же материале мы предположили, что вскоре «разрешенными» для бюрократов Поднебесной останутся лишь отечественные автомобили. Так и случилось. Правда, до законодательного запрещения иномарок для чиновников пока не дошло, но не менее успешно был использован другой ресурс – административный.

Так, Министерство промышленности и информационных технологий КНР опубликовало список из 412 моделей автомобилей, которые будут закупаться для чиновников в этом году. Ни одного иностранного бренда в этом документе нет. Кстати, в Китае иностранными считаются даже те автомобили, которые выпускаются на территории КНР, но изначально не принадлежат к отечественным маркам.

Сразу же после публикации списка акции китайских автогигантов резко прибавили в цене: Dongfeng Automobile потяжелел на 10%, FAW стал дороже на 4,9%, Great Wall Motor - на 3,6%. И этому есть вполне оправданное объяснение.

Отказ от закупок иномарок станет серьезным толчком для развития китайского автопрома. Ведь помимо неизбежного роста качества, за которым китайские руководители, в силу сложившихся обстоятельств, станут следить особенно пристально, местных автопроизводителей ждут довольно ощутимые денежные потоки.

Страна большая, народу много и чиновников немало. В частности, только в 2010 году на автопарк для госслужащих разного ранга в Китае было потрачено порядка 12,7 миллиарда долларов, то есть на государственные деньги покупался каждый 24-й автомобиль в Поднебесной. А если учесть, что объем китайского рынка исчисляется более чем в 18 миллионах автомобилей в год, то решение пересадить управленческий аппарат страны на свои машины вовсе не популистский, а вполне ощутимый экономический рычаг.

По данным 2007 года, парк служебных автомобилей в КНР превышал 5 миллионов автомобилей, из которых 4 миллиона были машинами иностранных брендов, в основном Volkswagen, General Motors и Toyota Motor. Замена этих автомобилей на китайские означает гигантский рост рынка отечественных автомобилей, сравнимый с двухлетними продажами легковых автомобилей в России!

Впрочем, не исключено, что этими мерами китайское правительство не ограничится. Остаются еще и рядовые граждане, которые полюбили иномарки не меньше чиновников, а приобретают их куда чаще государства. Конечно, вряд ли им запретят покупать немецкие, японские или американские модели напрямую. Но вполне возможно, что сегодняшние «чиновничьи» ограничения косвенно коснутся и их, как было уже у нас: дорогой и мощный автомобиль обложат соответствующими налогами. Ведь народ и партия, как известно, едины.

Подпишитесь на «За рулем» в