Гильдия автошкол: нельзя запрещать сдавать на водительские права экстерном

«Гильдия автошкол» выступает против отмены экстерната как формы обучения водителей. В пресс-релизе организации утверждается, что данное нововведение лоббируется целым рядом учебных заведений, которые готовят будущих водителей по потоковой схеме.

Как считают представители «Гильдии автошкол», подобный запрет приведет к ограничению конституционных прав граждан РФ на свободу выбора формы образования, что ущемляет права на получение дополнительного образования и профессии.

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев считает, что «степень готовности кандидата в водители на получение права стать полноправным участником дорожного движения должна оцениваться не по форме обучения, не по количеству затраченных учебных часов и денежных средств, а по уровню его подготовки и соответствию критерию безопасного управления транспортным средством, определяемых ГИБДД. И неважно, с помощью какого способа человек достиг определенного уровня знаний и навыков – индивидуально, привлекая специалистов или в составе организованной группы автошколы».

Пока проект федерального закона № 428765-5 только рассматривается. И если он все же будет принят в предлагаемом виде, то сильнее всего ударит по гражданам, которые имеют ненормированный рабочий день, скользящий график работы, ограничены в возможности оплачивать весь курс обучения в автошколе единовременно (от 30 000 руб.), студенческую молодежь, жителей отдаленных и небольших городков, сел, деревень. Все эти категории граждан по роду своей профессиональной деятельности или в силу проживания в удаленных населенных пунктах не смогут позволить себе регулярно посещать классно-лекционные занятия в течение 2-3 месяцев непрерывного обучения.

Однако на днях Верховный суд РФ оставил без удовлетворения заявление жителя Татарстана, который просил ужесточить требования к сдаче квалификационных экзаменов на водительские права, мотивируя свое решение, в частности, тем, что поправки, которые будут внесены в закон «О безопасности дорожного движения», фактически уберут из практики разрешение самостоятельной подготовки перед экзаменом. Законопроект «О безопасности дорожного движения» ждет в Госдуме второго чтения, намеченного на июль этого года.

Неоднозначно относятся к проекту закона и депутаты Госдумы. Вячеслав Лысаков, комментируя положение законопроекта «О безопасности дорожного движения», касающееся запрета сдачи экзамена на права экстерном, заявил, что «экстернат надо оставить везде, где только можно, потому что есть люди, которые не могут участвовать в непрерывном учебном процессе. Но это не значит, что они не могут подготовиться самостоятельно… Они наравне с остальными сдают теоретические и практические экзамены, и показательным критерием должна быть их теоретическая и практическая готовность, а не способ подготовки!» — подчеркивает эксперт.

Кроме того, исключение подобной формы обучения может стать дополнительным фактором коррупции в этой сфере бизнеса. «Касательно случаев, связанных с «покупкой прав», в цепи «кандидат в водители – автошкола – ГИБДД» возможность сдать экзамен индивидуально, минуя автошколы как посредника на экзамене в ГИБДД, снижает возможность приобретать «права» в обход закона, тем самым позволяет выпускать на дорогу более грамотных и безопасных водителей», - считает председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Справка ЗР:

Сегодня на законных основаниях любой желающий может сдать экзамен в ГИБДД на получение права управления транспортным средством категории «А» или «В», изучив Правила и основы безопасности дорожного движения с преподавателем, имеющим соответствующие знания и разрешение (лицензию) на право проведения подобной образовательной деятельности. Допускается получение уроков вождения у квалифицированного мастера практического обучения вождению, который проводит занятия в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств.

Подпишитесь на «За рулем» в