Вырабатывать дизтопливо будут бактерии

Исследователи из Energy Biosciences Institute (EBI) в Беркли (США) разработали процесс создания биотоплива из возобновляемых ингредиентов, таких как сахар и крахмал.
Прозрачная жидкость в верхней части флакона - экстракт ацетона и бутанола.(Фото: Robert Sanders, UC Berkeley)

Согласно публикации в журнале Nature, процесс может быть поставлен на промышленную основу уже через пять-десять лет. Несмотря на то, что получаемое топливо в настоящее время дороже аналогичного, произведенного из нефти, оно более эффективно, чем этанол. Исследователи утверждают: если их разработка будет внедрена в коммерческих масштабах, она окажет существенное влияние на сокращение выбросов парниковых газов и сбережет невозобновляемые источники энергии.

Получение биотоплива начинается с бактериального брожения, в результате которого образуется смесь ацетона, бутанола и этанола. Процесс впервые был разработан химиком Хаимом Вейцманом еще во время первой мировой войны. Именно Вейцман, который стал в 1949 году первым президентом Израиля, считается отцом промышленной ферментации. Он использовал бактерии Clostridium acetobutylicum для получения ацетона, необходимого при производстве кордита, заменяющего натуральное сырье для получения пороха.

Исследователи EBI обнаружили, что органические растворители могут дистиллировать ацетон и бутанол, оставляя большую часть этанола нетронутой. Полученная смесь обладает нужными характеристиками для относительно легкого преобразования в топливо, сходное с тем, которое получается при перегонке нефти.

Полученное топливо совместимо с дизельным и может быть смешано с соответствующими добавками для использования в летних и зимних условиях.

В результате каталитического процесса, в котором используются палладий и фосфат калия, химические вещества преобразуются в углеводороды. «Меняя условия реакции, вы можете «настроить» ее для получения легких углеводородов, подобных бензину, или получить более длинную цепочку углеводородов, характерную для дизтоплива, или же получить углеводороды с разветвленной цепью для преобразования в топливо для реактивных двигателей. При необходимости в результате реакции может быть получен и пластик», - пояснил один из разработчиков катализаторов для новой технологии профессор Дин Тост.

В настоящее время исследователи уже нашли альтернативные катализаторы, которые дешевле палладиевых, но столь же эффективны. Это заметно приближает процесс коммерческого внедрения. Компания ВР уже обязалась выделить на дальнейшие исследования 500 миллионов долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в