С 2013 года у водителей появится «аварийная» история

Госдума во втором чтении приняла проект поправок в Закон об ОСАГО, предусматривающих снижение стоимости полиса для «безаварийных» водителей и повышение цены страховки для попадающих в ДТП.

Речь идет о схеме коэффициентов «бонус-малус», формально вступившей в действие в России еще в 2003 году. Тем не менее по прошествии десяти лет система, как утверждают сами страховщики, лишь отчасти работает, и то – в сторону поблажек водителям.

Но, наконец-то, единая база данных страховых компаний создана, и с 1 января 2013 года в нее будут заноситься сведения о полисе и водителе. Сделать это страховая компания, реализовавшая полис, должна не позднее чем через 15 дней после его продажи.

Дальше все просто, по крайней мере, на бумаге. Попал водитель в ДТП – на следующий год полис ОСАГО обойдется ему дороже. Если же выясняется, что автовладелец «забыл», что в минувшем году у него случались аварии, то помимо повышенного коэффициента к стоимости полиса страховщик имеет право потребовать с него дополнительные деньги.

Схема расчета стоимости полисов по коэффициентам «бонус-малус» также была выведена в 2003 году и предусматривает варьирование стоимости полиса от 0,5 до 2,45 базового тарифа в зависимости от класса аварийности страхователя.

В первый, 2003-й год работы системы коэффициентов всем автовладельцам автоматически присваивался третий класс аварийности с коэффициентом 1, то есть все покупали полис ОСАГО по базовой ставке. Очевидно, что в 2013 году также будет «обнуление».

А вот дальше система должна заработать так: если в течение первого года действия договора ОСАГО у водителя не будет зарегистрировано страховых случаев, то на следующий год полис ОСАГО ему продадут за 0,95 стоимости базового тарифа. И по прошествии 10 лет – самые примерные водители смогут страховать свою автогражданскую ответственность всего за полцены.

Но случись любому из них: и тому, кто страхуется первый год, и тому, кто уже, к примеру, отъездил 5 лет без аварий, попасть по своей вине в ДТП, в следующий раз полис ОСАГО обойдется им уже в 1,55 базового тарифа. Отъездили следующий год без аварий? Не мечтайте о базовой ставке, вернуться в третий (начальный) класс, можно будет только через два года безаварийной езды.

Больше всего не повезет тем, кто попадет в аварии два или больше раз за год. Стоимость полиса ОСАГО для таких водителей в следующий за аварийным год составит аж 2,45 от начального тарифа.

Радует одно: бесконечно коэффициент «малус» расти не может даже для самых плохих водителей. Согласно расчетам Минфина, максимальное удорожание ОСАГО не может превышать трехкратную стоимость базового тарифа конкретного региона.

Подпишитесь на «За рулем» в