Евросоюз предложил России снизить утилизационный сбор

Идею снизить утилизационный сбор для ввозимых автомобилей европейская сторона озвучила еще в конце 2012 года на саммите ЕС – Россия. По информации «Ведомостей», в ответ на это российские власти заявили, что делать это не планируют. Теперь ЕС снова предлагает России снизить утилизационный сбор (назначение и определение размеров сборов в стране является прерогативой государства), но о конкретных цифрах, как уточнил участвующий в обсуждении сотрудник компании-автопроизводителя, речь пока не идет.

«Есть некие планы снижения конкретных ставок где-то летом этого года. Правительство работает над этой проблематикой», – цитирует «Интерфакс» слова источника в российском правительстве.

Представители Кабмина России, к которым «Ведомости» обратились за комментариями, говорят, что им ничего не известно о возможном снижении сбора, либо отказываются обсуждать эту тему.

Базовая ставка утилизационного сбора (введен в России с 1 сентября 2012 г.) – 20 тыс. руб. для легковых и 150 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Ежемесячные поступления — 3,5-4 млрд руб. Причем платить сбор обязаны только импортеры – местные производители могут вместо уплаты сбора взять на себя обязательства по утилизации. Евросоюз, недовольный неравенством в этом вопросе, пригрозил судом. В ответ российские власти пообещали, что сбор будут платить все: и импортеры, и производители (последним, впрочем, пообещали компенсации).

По мнению директора департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеба Славутского, компромисс с ВТО вряд ли повлияет на ситуацию на рынке: цель Евросоюза не в том, чтобы собирать утилизационный сбор с отечественных производителей, а в уравнивании условий реализации российских и иностранных авто.

«В законе об иностранных инвестициях есть небольшая оговорка о том, что никакие изменения не могут ухудшить условия договора, – утверждает Глеб Славутский. – Поэтому при введении утилизационного сбора для всех государству придется компенсировать расходы предприятиям, работающим в режиме промсборки. То есть фактически это документальная формальность, и бюджет, скорее всего, дополнительной прибыли от нововведения не получит, зато продолжит получать средства от сборов с импортеров. Соответственно кардинального изменения цен на автомобили ожидать не приходится». (Цены на автомобили - как на ввозимые, так и произведенные внутри страны - пошли в рост с нового, 2013 года, а на некоторые и того раньше, еще до введения утилизационного сбора, при этом продажи автомобилей стабилизировались после бурного роста в прошлом году.)

На начало 2013 года в России насчитывается около 36 млн легковушек. При среднем сроке использования авто в 16 лет все эти автомобили должны быть утилизированы к 2033 году. Чтобы утилизировать такой автопарк, понадобится около 1 млрд долларов. По данным Федеральной таможенной службы, в федеральный бюджет от утилизационного сбора с импортеров автомобилей только за первый год поступит около 1,5 млрд долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в