Конфликт с таможней грозит обрушить рынок международных перевозок

Международные перевозчики (АСМАП) обратились с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой уладить их конфликт с Федеральной таможенной службой (ФТС), которая решила прекратить оформление перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок (МДП). Вместо этого перевозчикам предлагают новую, сложную и затратную процедуру с использованием платных услуг, которые предоставляют компании «РОСТЭК» и «АРСЕНАЛЪ». Автоперевозчики полагают, что эти компании аффилированы с ФТС, и таким образом обозначен передел рынка международных перевозок.

Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) сегодня опубликовала и распространила в СМИ обращение к президенту РФ Владимиру Путину. Письмо посвящено проблеме транзита по книжкам МДП на территории РФ, а также прекращением договора между ФТС и АСМАП как гарантом по системе МДП с 1 декабря.

Суть конфликта в следующем: в нарушение международного законодательства и международных обязательств Российской Федерации руководитель ФТС России Андрей Бельянинов своим письмом от 4 июля 2013 года принял решение прекратить оформление перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок (МДП) – международному соглашению Европейской экономической комиссии ООН, объединяющему 68 государств. Также таможенники расторгают договор между ФТС и АСМАП как гарантом по системе МДП с 1 декабря.

14 октября 2013 года Высший арбитражный суд РФ признал указанное письмо ФТС России не имеющим юридической силы. Формально исполняя решение суда, руководитель ФТС отменил свое решение от 4 июля 2013 года, однако направил в таможенные органы новое письмо такого же содержания, но с другой датой. Согласно этому документу вместо процедуры МДП автоперевозчикам предлагают воспользоваться новой, сложной и затратной процедурой с использованием платных услуг, которые предоставляют компании «РОСТЭК» и «СК «АРСЕНАЛЪ» и др. Это означает, что при ввозе товаров в Россию или их транзите через территорию РФ помимо книжки МДП (Carnet TIR) необходимо будет предоставлять национальную гарантию – таможенное сопровождение, залог, поручительство, то есть громоздкий пакет документов. ФТС объясняет ужесточение требований нарушениями правил перевозки и задолженностью АСМАП по уплате таможенных платежей, которая вместе со штрафами и пенями составляет 20 миллиардов рублей (около полумиллиарда евро). Основной причиной, почему таможенники собираются разобраться с должником именно сейчас, называют необходимость пополнить госбюджет.

Нововведение в полном объеме начнет действовать с 1 декабря. Это может привести к появлению очередей на границе и пересмотру уже заключенных контрактов на поставки товаров.

Мнения

Депутат Госдумы Вячеслов Лысаков: «Если на границе встанут фуры, это вызовет огромную социальную напряженность»

Мы обратились за комментариями к первому зампреду комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеславу Лысакову. «Действительно, ситуация с перевозками сложилась крайне тяжелая. Комитет Госдумы по транспорту под руководством Евгения Москвичева начал проводить социально-ответственную политику и пытается разобраться с нечистыми на руку компаниями. Не всем это понравилось, и такое впечатление, что таможенники начали мстить. Вообще, хочу отметить, что Федеральная таможенная служба России – это крайне неэффективно работающая организация с раздутым штатом. Разобраться нужно, в первую очередь, с ее работой. Напротив, об АСМАП ничего плохого сказать не могу — вполне прозрачная организация, выполняющая все международные соглашения. Обвинения о якобы огромной задолженности этой компании перед таможенниками беспочвенны. В любом случае следует решить этот конфликт незамедлительно. Если на границе встанут фуры, это вызовет огромную социальную напряженность. Сейчас водителей удается как-то удерживать от протеста, но еще чуть-чуть, и люди могут взбунтоваться, а у них есть на это причины», — так прокомментировал «За рулем. РФ» ситуацию Лысаков.

Замгендиректора АСМАП Петр Павлюк: «Все денежные вопросы давно урегулированы»

«Что касается приписываемых нам задолженностей, то утверждаю, что все денежные вопросы давно урегулированы, и это официально запротоколировано в Женеве. Это признают и сами таможенники, в частности, замруководителя ФТС Татьяна Гелендеева на последнем заседании высшего органа Женевской конвенции это подтвердила. Между тем ФТС уже начала проводить агрессивную политику в регионах, и приказ главы службы в качестве пробного шара начал действовать в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Сибирском, Приволжском и Уральском округах. Только что из Дагестана сообщили, что там скопились фуры, которые стоят 1,5—2 суток. Водителей заставляют оформлять новый пакет документов, как вы думаете, они этим довольны? А ведь это еще и дополнительные расходы — как минимум 4 тыс. рублей с машины. И это только начало. Когда указ главы ФТС распространится на Северо-Западный и Центральный округа, затронет ЕС и Украину, вот тогда начнется настоящий коллапс!» — рассказал «За рулем.РФ» замгендиректора АСМАП Петр Павлюк.

Вот что рассказали по поводу сложившейся ситуации представители компаний, занимающихся грузоперевозками.

Алексей Кичатов, генеральный директор City Express: «Обеспокоенность международных автоперевозчиков предстоящим прекращением действия конвенции о международных дорожных перевозках понятна. Решение ФТС может иметь серьезные последствия и грозит обернуться большими сложностями на таможне и очередями на границе. Учитывая это, принятие решения по книжкам МДП ФТС долго затягивала, в правительстве долго сомневались в целесообразности этого. Посмотрим, что скажет президент России».

Катаржина Кржиновек, менеджер международных перевозок FM Logistic: «На наш взгляд, то, что Россия выйдет из конвенции и откажется от TIR (МДП), маловероятно. Скорее всего, условия транзитных перевозок останутся прежними или незначительно изменятся. Сегодняшняя ситуация вызвана конфликтом между АСМАП и ФТС, чтобы его разрешить, осталось чуть больше месяца. Если до декабря так ничего и не прояснится, на российской границе после введения требований о предоставлении дополнительных гарантий при перевозках по процедуре МДП вполне вероятен коллапс. Существующая система будет разрушена, а как работать по новой схеме, никто не знает. Предполагаю, что автомобили встанут на границе и будут терять время, пока коммерческие контракты будут пересматриваться. Мы писали уже много писем в ФТС о том, что решение по отмене TIR противоречит конвенции МДП».

Подпишитесь на «За рулем» в