Продажи растут у «китайцев», премиум-брендов и в сегменте SUV

При общем «провисании» авторынка некоторым сегментам и брендам все же удается сохранять положительную динамику. Продажи автомобилей в РФ смещаются в сторону более дорогих моделей, а клиенты автосалонов стали более информированными и требовательными. Об этом на пресс-конференции «Автокредитование: движение без помех» рассказал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

В России максимальный объем продаж был отмечен в июне 2012 года — 260 тыс. легковых авто. При сохранении текущих тенденций в 2013 году Россия выйдет на уровень 2,6 млн проданных новых легковых автомобилей (—6%). В целом за 9 месяцев 2013 года на российском рынке продали 1,92 млн новых легковых автомобилей. Это на 139,6 тыс. меньше, чем за 9 месяцев 2012 года.

И хотя лидеры прежние, расстановка сил слегка меняется. Разброс динамики роста по брендам достаточно широк: от —35 до +64%. Положительную динамику показывают «китайцы» (Geely, Great Wall, Lifan, Chery). У них низкие цены, низкая отправная база и широкий модельный ряд. Это стремительно развивающийся сегмент, и если 3% рынка уже за китайскими брендами, то учитывая, что они в среднем прибавляют по 1% в год, доля их общих продаж в России в ближайшие семь лет может достичь 10%.

Растут также продажи премиум-сегмента (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus, Land Rover). Здесь причины роста кроются в устойчивости этих брендов на протяжении многих лет. Наращивают свое присутствие и трое «японцев» (Subaru, Honda, Mitsubishi). Это марки, у которых изначально был высокий потенциал, но не было интересных моделей. Позже они исправили положение за счет расширения модельной линейки.

Растут продажи и у трех корейских брендов (SsangYong, Kia, Hyundai). Здесь свою роль играет сочетание цена-качества и широкий модельный ряд. Позиции Renault стабильны за счет только одной, но очень удачной модели – Duster, которая в нужный момент попала в «правильную» нишу — «сегмент SUV + низкая цена».

Вообще SUV – наиболее динамично развивающийся сегмент: динамика его роста за 9 месяцев 2013 года составила +10,2%. Таким образом, кроссоверы занимают на сегодняшний день 35,2% рынка.

Продажи автомобилей в РФ смещаются в более дорогие сегменты. Так, сегмент автомобилей стоимостью $15—25 тыс. показывает отрицательную динамику (—7,4%), зато стоимостью от $35—50 тыс. прибавили в росте 5,2%. Самый динамично развивающийся ценовой сегмент — автомобили стоимостью от $25—35 тыс. Он только за 9 месяцев текущего года прибавил 15,5%. Сегодня средняя цена продаваемого в России автомобиля — 900 тыс. рублей. Один из «секретов» роста премиальных брендов в том, что владельцы дорогих авто меняют их чаще (в среднем раз в 3,3 года), чем это могут себе позволить владельцы бюджетников (Lada – раз в 5,5 лет).

Картинка рынка в региональном разрезе также неоднородна. На 20 регионов приходится 70% рынка автопродаж России. Три из них показывают положительную динамику: Ростовская область, Татарстан и Башкортостан. Урал и Сибирь — ниже рынка. Это объяснимо: кризис ощутимее чувствуется там, где более развита промышленность.

В заключение Сергей Целиков отметил, что российский рынок вошел в некий стабильный «коридор», в котором и будет находиться в ближайшие два-три года, если не произойдет глобальных потрясений. Стимулов для роста нет, как нет их и для существенного падения. При этом изменился покупатель. Благодаря автомобильной прессе, интернету, социальным сетям и различным сервисам клиент стал более информированным и грамотным, порой даже грамотнее представителей дилерских центров. У покупателей выросли требования как к самим автомобилям, так и к качеству обслуживания.

Он также отметил, что идет процесс плавной интеграции АВТОВАЗа в мировой автопром. Игорь Комаров выполнил свою задачу «предпродажной подготовки», теперь дело за Бу Андерссоном.

Подпишитесь на «За рулем» в