Программу льготного автокредитования закроют 31 декабря

«Программа государственной поддержки льготного автокредитования 2013-2014 гг., запущенная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с 1 июля 2013 года, будет завершена 1 января 2014 года в связи с достижением намеченных целевых показателей». Письма с такой формулировкой 28 ноября разослали в адрес банков-участников. 2 декабря на сайте Минпромторга опубликовали официальное сообщение под названием «Реализация программы льготного автокредитования будет завершена в декабре 2013 года». Льготными кредитами успели воспользоваться более 184 тыс. покупателей. Однако участники рынка считают, что программа не оправдала возложенных на нее надежд.

О том, что Минпромторг завершает программу льготного автокредитования 31 декабря 2013 г., заявил глава ведомства Денис Мантуров. Напомним, ранее говорилось, что программа, возобновленная 1 июля 2013 года, будет действовать до 1 апреля 2014 года, а если Минпромторгу удастся договориться с Минфином, то и до конца 2014 года. Как мы уже неоднократно сообщали, льготы по кредитам по условиям госпрограммы распространялись на автомобили стоимостью до 750 тысяч рублей и массой не более 3,5 тонны, аванс – 15%, срок кредита – не более 36 месяцев. Субсидии в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ должны были предоставляться банкам-участникам программы каждый месяц.

За первые четыре месяца действия госпрограммы в России было выдано более 150 тысяч льготных кредитов на покупку новых автомобилей, из них свыше 55 тысяч – в октябре. А вскоре стало известно, что деньги на программу в бюджете не предусмотрены, и более того – банки не получают компенсации, из-за чего многие кредитные организации из подавших заявку на участие в программе так и не начали выдавать кредиты. Из более чем 130 зарегистрированных в программе банков в последнее время активно выдавали кредиты только шесть: ВТБ24 (17%), Сбербанк (15%), «ЮниКредит Банк» (14%), «Русфинанс Банк» (13%), «Сетелем» (10%) и «Райффайзенбанк» (6%), доля остальных участников программы составляла менее 25%.

2 декабря на сайте Минпромторга опубликовали официальное сообщение, в котором, в частности, говорится, что решение закрыть госпрограмму, поддержанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, принято в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей. «На фоне сокращения рынка нам удалось сократить падение производства с 17% в первом полугодии до 2,9% по итогам 10 месяцев этого года (по сравнению с аналогичными периодами 2012 года). В свою очередь, производство легких коммерческих автомобилей за 10 месяцев этого года сохранилось на уровне прошлого года», – подчеркнул глава Минпромторга России.

По словам Дениса Мантурова, по итогам реализации программы в период с июля по ноябрь 2013 г. в кредит по льготной ставке было реализовано более 184 тыс. автомобилей. «Всего же по итогам 2013 года по программе будет продано около 248 тыс. машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%. На эти цели будет направлено 7,8 млрд рублей бюджетных средств в период с 2013 по 2016 год. При этом доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках данной программы автомобилей только в 2013 году составят порядка 21 млрд рублей», – отметил глава Минпромторга России.

Мантуров подчеркнул, что Минпромторг России «продолжит мониторинг ситуации на автомобильном рынке в 2014 году и при необходимости предложит меры поддержки, адекватные динамике каждого сегмента авторынка». В частности, глава правительства «уже поддержал предложение Минпромторга России о проработке вопроса о предоставлении субсидий на приобретение коммерческого транспорта, работающего на газомоторном топливе». «Сейчас мы детально изучаем этот вопрос и внесем в правительство соответствующие предложения», – сказал Денис Мантуров.

Как рассказала «За рулем.РФ» Екатерина Чагаева – директор по продажам компании «Ауди Центр Восток» (ГК «АвтоСпецЦентр»), программа льготного автокредитования, направленная на увеличение объемов продаж на российском авторынке, попросту не оправдала возложенных на нее надежд. «По полученным данным, положительных тенденций на рынке не отмечается. Программа стартовала 1 июля, но продажи в этом месяце упали на 8%, в августе – на 10%, в октябре – снова на 8%. Незначительные улучшения за весь период действия программы можно отметить только в сентябре – замедление спада на 5% по отношению к предыдущему месяцу», – отмечает Екатерина Чагаева.

Подпишитесь на «За рулем» в