Утилизационный сбор с 1 января заплатят все без исключения автопроизводители

С 1 января 2014 года российских автопроизводителей наравне с иностранными обязали уплачивать утилизационный сбор. Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление, которое уточняет порядок оплаты отечественными предприятиями. По данным Минфина, за три года это принесет бюджету 383 млрд рублей.

С 1 января 2014 года российских автопроизводителей обязали уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Соответствующий закон еще в октябре подписал Президент РФ Владимир Путин.

На равных условиях настоял Евросоюз, а Россия, как член ВТО, была обязана подчиниться. Согласно базовым требованиям ВТО, запрещены любые дискриминационные торговые меры между членами этой организации. Сейчас от уплаты утильсбора бюджет страны ежегодно пополняется на 54 миллиарда рублей. После введения всеобщей уплаты утилизационного сбора доход федерального бюджета может увеличиться до 200 млрд рублей в год.

Базовые ставки для российских производителей, включая иностранных, выпускающих авто на территории России по договору о промсборке, такие же, как и для иностранных автопроизводителей, ввозящих готовую продукцию — 20 тыс. руб. для новых легковых автомобилей и 150 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. С учетом коэффициентов, зависящих от объема двигателя, размер утилизационного сбора составляет для новых легковых автомобилей 17,2–110 тыс. руб., для грузовиков — от 75 тыс. до 450 тыс. рублей. Утильсбор теперь распространяется и на транспортные средства, ввозимые с территорий Белоруссии и Казахстана.

Однако российские автозаводы будут платить Федеральной налоговой службе, а не через Федеральную таможенную службу, как в случае ввоза транспортных средств из-за рубежа.

Между тем Россия связана договорами о промсборке, дающими иностранным производителям, организовавшим производство в нашей стране, определенные льготы. Чтобы минимизировать их потери, правительство разрабатывает механизм возврата части сбора. Возврат этот будет оформлен в виде компенсации за энергозатраты, сохранение рабочих мест и научные разработки. Таким образом государство может вернуть заводам до 100 млрд руб. в год, полагают специалисты. В конце октября Минпромторг представил четыре проекта компенсации расходов, но пока все они находятся в стадии рассмотрения.

По данным Минфина, в 2014 году на уплате утилизационного сбора работающие в России автокомпании потеряют 118,9 млрд руб., а за три года — 383 млрд рублей, сообщает «Коммерсант». Однако часть этих денег будет возвращена производителям, правда, на скорый возврат рассчитывать не стоит из-за неповоротливости нашей бюрократической машины. Впрочем, на покупателях, скорее всего, это отразится незначительно.

«Данный сбор – своего рода гарантия того, что транспортное средство будет утилизировано цивилизованным способом. Базовая ставка для легковых автомобилей составит 20 тыс. рублей. Далее, эта сумма умножается на специальный коэффициент, размер которого рассчитывается исходя из объема двигателя транспортного средства. Если задаться подсчетом стоимости удорожания легкового автомобиля при введении утилизационного сбора, то, в среднем, для физических лиц оно составит около 3-5 тыс. рублей в зависимости от года выпуска, типа и комплектации авто. Данная цифра в контексте покупки машины не так уж и велика, наверняка большая сумма будет потрачена на установку допоборудования. В связи с этим, на мой взгляд, введение утилизационного сбора не должно существенно отразиться на расходах рядовых покупателей», - полагает Роман Приходько, директор по продажам «Ауди Центр Варшавка» группы компаний «АвтоСпецЦентр».

Как говорится в постановлении правительства от 26 декабря 2013 года, часть из упомянутых средств будет направлена на создание системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, в том числе на субсидирование затрат, связанных с созданием соответствующих мощностей и инфраструктуры. Это будет способствовать становлению и развитию в РФ данной сферы деятельности и приведет к росту занятости населения в отрасли, а также благоприятно скажется на ситуации в областях безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, говорится в документе.

Подпишитесь на «За рулем» в