Стритрейсеров «пропишут» в КоАП

Организаторов и участников нелегальных гонок будут привлекать к ответственности по «тяжелым» статьям — за совершение общественно-опасного деяния по предварительному сговору. Об этом «За рулем.РФ» рассказал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.

Стритрейсинг, уличный дрэгрейсинг и стритпоинт – вскоре эти полулегальные развлечения для жаждущих адреналина водителей окажутся под полным запретом. Депутаты Государственной думы намерены расширить полномочия правоохранительных органов для борьбы с организаторами и участниками городских гонок. Для этого в КоАП будут внесены поправки, которые позволят трактовать их как общественно-опасное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Об этом «За рулем.РФ» рассказал первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

«Необходимо ввести жесткие санкции в отношении уличных гонщиков, — убежден депутат. – Это не просто нарушение общественного порядка. Недавно я ознакомился с материалами фотофиксации ночной гонки на Киевском шоссе. Один из участников разогнался до 360 км/ч. Подчеркну: на дороге общего пользования, где присутствует поток других автомобилей. Это не мелкое хулиганство, это деяние, представляющее крайнюю степень опасности для жизни и здоровья окружающих».

Сейчас лихачи не боятся преследования со стороны властей: стритрейсеры объединяются в клубы, и приглашения на ночные гонки открыто публикуются в соцсетях. По мнению Лысакова, это происходит из-за того, что правоприменительная практика в отношении таких нарушителей чрезвычайно скудна. Все, что могут противопоставить им автоинспекторы, – выписать штраф за превышение скорости. С учетом того, что крупные города переходят на систему автоматической фиксации нарушений ПДД, которая не может лишить прав, уличные гонщики чувствуют себя практически безнаказанными.

«Поправки, которые мы готовим в КоАП, существенно расширят полномочия правоохранителей. Они позволят выявлять и наказывать организаторов и рядовых «гонщиков» как участников общественно-опасного деяния, совершенной группой лиц по предварительному сговору, — заявил зампред комитета по госстроительству. — Кстати, организаторов можно дополнительно «прижучить» за незаконный тотализатор. К сожалению, не все молодые люди могут провести грань между фильмом «Форсаж» и реальностью. Придется нам остудить их горячие головы».

Поправки, готовящиеся в сотрудничестве с ГИБДД и Российской автомобильной федерацией (РАФ), будут внесены на рассмотрение Госдумы весной. Однако автоэксперты настроены заведомо скептически: по их мнению, одними карательными мерами стритрейсинг не победить; а главную опасность на дороге представляют вовсе не организованные гонки, пускай даже и неформальные. «Клубы стараются соблюдать хоть какую-то технику безопасности, устраивать заезды в безлюдных местах. Куда опаснее спонтанные светофорные гонки, случающиеся каждый день, — отметил председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – Бороться с ними гораздо сложнее. В Европе и США любой полицейский «на глаз» может определить, что водитель едет в агрессивной манере, и выписать штраф. Но у нас в обществе нет доверия к сотрудникам ГИБДД. Это касается и предполагаемого законопроекта. Есть ощущение, что инспекторы просто разгонят «неугодные» соревнования, а богатые ребята, которые «заносят» в нужный кабинет, продолжат гоняться как ни в чем не бывало».

Любительские гонки нужно запрещать, но только предоставив легальную альтернативу, считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров. «В противном случае стритрейсеры просто уйдут в подполье, но никуда не денутся, — убежден правозащитник. — Я лично сторонник цивилизованных методов: определите для гонщиков безопасные участки дорог или разрешите арендовать ВПП местного аэропорта, а только потом закручивайте гайки. Иначе эффекта не будет: чтобы пресечь одну гонку, потребуется титаническая оперативная работа с прослушкой телефонов и прочим, которой никто не будет заниматься».

Отметим, что это не первая депутатская инициатива, направленная против стритрейсеров. Минувшим летом член партии «Справедливая Россия» Михаил Брячак предложил наказывать штрафом в 10 тыс. руб. установку на автомобиль «спортивной» системы выпуска отработанных газов для достижения громкого выхлопа. Любителей «стреляющих» глушителей, устраивающих ночные заезды рядом с жилыми кварталами, депутат охарактеризовал как «подающих себя миру через задний проход».

Подпишитесь на «За рулем» в