Цены на бензин – от Норвегии до Казахстана

Самый дорогой бензин на начало года продается в Норвегии, где стоимость 95-го бензина в пересчете на российские рубли, исходя из официальных данных, в среднем составляет 79,1 руб. за литр. Внизу рейтинга располагается Казахстан с ценой за литр АИ-95 — 30,6 руб.

Стоимость бензина в странах Евросоюза в 2013 году снизилась в среднем на 2,6%, что обусловлено динамикой цены на нефть, которая подешевела на 4,5%. В странах Таможенного союза бензин, напротив, дорожал, сообщает РИА Новости.

В Белоруссии цены за год выросли более чем на 20%, в России — почти на 6%, небольшой рост цен был отмечен и в Казахстане. Тем не менее цена топлива в России и других странах Таможенного союза все-таки остается самой низкой в европейской части света.

Норвегия вот уже несколько лет является бессменным лидером по ценам на топливо, несмотря на наличие собственной нефтедобычи.

Топ-5 стран с самой высокой ценой на бензин (АИ-95, в переводе на рубли):

  • Норвегия — 79,1
  • Италия — 78, 2
  • Нидерланды — 76,6
  • Греция — 74,9
  • Дания — 74, 7

Что касается неевропейских стран, то в США бензин дешевле, чем в России (32,4 руб.), а в Кувейте его стоимость и вовсе символическая — 7,6 руб.

В качестве мерила доступности бензина оценивают то количество топлива, которое может приобрести на среднюю «чистую» (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства. Так, на начало 2014 года больше всего бензина на заработную плату могут купить жители Люксембурга — 2,4 тысячи литров в месяц. На втором месте по-прежнему находится страна с самым дорогим в Европе бензином — Норвегия, жители которой на среднюю зарплату могут приобрести 2,3 тысячи литров топлива в месяц. Россия по доступности топлива находится на 17-м месте из 33 стран рейтинга: на среднюю зарплату россияне могут приобрести 717 литров в месяц.

«За рулем.РФ» попросил прокомментировать данную информацию заместителя гендиректора компании Omnicomm Станислава Емельянова:

— В абсолютном большинстве стран стоимость топлива складывается из себестоимости самой нефти, ее доставки и переработки, а также фискальной составляющей – в первую очередь акцизов. Исключением являются разве что «замкнутые нефтедобывающие экономики» типа Ирана или Ирака, где топливо продается фактически по себестоимости в силу того, что в этих странах экспорт нефти, в отличие от ее добычи, ограничен.

В странах ЕС, где себестоимость нефтепродуктов, включая их доставку и переработку, примерно одинакова, именно налоговая составляющая делает цены столь разными. Например, Норвегия известна высочайшим уровнем налоговой нагрузки, в том числе и на топливо, которая вместе с нефтяной монополией государства и лежит в основе «норвежского социализма». А в Италии, фактически разделяющей с Норвегией первое место по стоимости ГСМ в Европе, акцизы доходят до 55% от розничной цены бензина.

Высокий акциз на топливо является, в первую очередь, признаком слабости налоговой системы страны, не способной обеспечить бюджет НДС и косвенными налогами либо в силу монополизации экономики государством как в Норвегии, либо высокого уровня коррупции и уклонения от налогообложения, как в Италии.

При этом обеспечить высокую собираемость топливного акциза в ЕС непросто. В отличие от той же Норвегии большинство стран ЕС имеют относительно небольшой размер, открытые границы, хорошую транспортную связность с соседями. В Италии, например, это приводит к тому, что немалая часть населения ездит заправляться в соседние страны, например, в Словению, где уровень акцизов колеблется в районе 30%, что позволяет ценам на топливо быть в среднем на 25% ниже».

Подпишитесь на «За рулем» в