Активисты просят жестче наказывать страховщиков, отказавших в продаже полиса ОСАГО

Автомобильные активисты обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой ввести административную и уголовную ответственность для страховых компаний за уклонение от продажи полисов ОСАГО. Они сетуют, что страховщики в массовом порядке навязывают дополнительные услуги или вообще отказываются продавать полисы «автогражданки». Об этом рассказал председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Жалобы автолюбителей, столкнувшихся с массовыми отказами страховых компаний в продаже полиса ОСАГО, дошли до премьер-министра Дмитрия Медведева. Движение автомобилистов России направило ему письмо, в котором просит рассмотреть вопрос о введении как административной ответственности за отказ и уклонение страховщиков от заключения договора обязательного страхования автомобилей, так и уголовной — при неоднократном нарушении, пишет «Газета.ru».

Автомобильные активисты собрали претензии клиентов страховых компаний из 50 регионов России. Автовладельцы заявляют, что страховщики пытаются навязывать вместе с ОСАГО другие виды страховок, в том числе каско, отказываясь продавать полис отдельно, меняют режим работы своих офисов так, что это делает покупку полиса крайне затруднительной, объявляют, что в офисе закончились бланки.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что это продуманная политика страховых компаний, связанная с выбиванием у государства новых тарифов. Он отмечает, что за ситуацией должны следить регулятор в Центробанке и Антимонопольная служба, но ведомства явно с этой задачей не справляются. Среди предлагаемых им решений — пустить на рынок зарубежные компании, которые с радостью будут работать по имеющимся тарифам.

Действующий закон предусматривает право страхователя выбирать компанию по собственному усмотрению, а договор ОСАГО относится к числу публичных, поэтому по закону страховщик не имеет права отказать в заключении договора. Навязывание допуслуг нарушает закон «О защите прав потребителей», а если компания занимает лидирующую долю на рынке, то и закон «О защите конкуренции».

Впрочем, специалисты рынка уже говорят о том, что после того, как в июле 2012 года вышло решение Верховного суда о распространении закона «О защите прав потребителей» на ОСАГО и резко увеличилось число судебных исков автовладельцев, не получивших выплат по страховке в должном размере, в некоторых регионах страховщикам стало действительно невыгодно заниматься «автогражданкой». Им все чаще приходится выплачивать полную сумму при наступлении страхового случая.

Сами же страховщики уверяют, что несут катастрофические убытки по ОСАГО, поэтому и пытаются всеми способами сократить продажи. Разобраться с ситуацией может только Центробанк, на который с осени 2013 года возложены функции регулятора страхового рынка. По словам заместителя главы СФР Игоря Жука, сейчас ЦБ формирует специальное актуарное подразделение, которое на основе статистики, предоставленной РСА, займется корректировкой базового тарифа в ОСАГО». Пока официальных выводов и заявлений не последовало.

«За рулем.РФ» обратился за официальными комментариями в Российский союз автостраховщиков (РСА).

«Согласно закону об ОСАГО все страховые компании обязаны иметь в каждом субъекте Российской Федерации представительства для приема заявлений на урегулирование убытков. При этом нельзя обязать страховщика заключать договоры ОСАГО во всех регионах. На сегодняшний день на страховом рынке достаточное количество бланков ОСАГО для заключения договоров по всей стране, однако члены РСА сами определяют политику продаж в зависимости от своих финансовых планов. Кроме того, хотелось бы напомнить, что согласно российскому законодательству, уголовная ответственность применяется в отношении физических лиц, поэтому сама постановка вопроса о применении уголовной ответственности к страховым компаниям, то есть юридическим лицам, некорректна с правовой точки зрения», - отмечают в пресс-службе Союза.

Подпишитесь на «За рулем» в