Где в России больше всего тратят на покупку автомобилей

Специалисты аналитического агентства «Автостат» провели исследование финансовой емкости рынка новых легковых автомобилей в регионах РФ в 2011-2013 гг. Несмотря на то, что объемы продаж новых машин в 2013 году упали на 4,2%, емкость рынка РФ в стоимостном выражении увеличилась на 1,7% – с 2,204 трлн в 2012 году до 2,242 трлн рублей в 2013-м. Причиной этого эксперты называют сокращение доли бюджетных марок.

При подготовке отчета «Емкость региональных рынков. Легковые автомобили» специалисты аналитического агентства «Автостат» использовали средневзвешенные цены новых легковых автомобилей подавляющего большинства моделей, реализуемых на рынке в течение 2011-2013 годов. При расчете средневзвешенной цены моделей учитывались рекомендованные цены на модели различных модификаций (тип кузова, тип КП, объем двигателя) и доля продаж автомобилей этой модификации. По их данным, средневзвешенная цена приобретаемого в России нового автомобиля составляет 886,2 тыс. руб. За год этот показатель увеличился на 51 тысячу рублей (+6,1%). Более чем в трети регионов России средневзвешенная цена легкового авто оказалась выше, чем в среднем по стране.

Топ-25 регионов по финансовой емкости рынка новых легковых автомобилей в 2013 году

По материалам АА «Автостат»

Эксперты отмечают, что при серьезном снижении объемов продаж новых автомобилей (2,53 млн новых легковых автомобилей в 2013 году, минус 4,2% к 2012 году), емкость рынка РФ в стоимостном выражении увеличилась с 2,204 трлн до 2,242 трлн рублей (+1,7%). Самую большую финансовую емкость рынка показали Москва (447,0 млрд руб.) и Московская область (199,5 млрд руб.). Далее идут Санкт-Петербург (около 151,0 млрд руб.), Республика Татарстан (84,5 млрд руб.), Краснодарский край (82,2 млрд руб.), Свердловская обл. (73,9 млрд руб.), Республика Башкортостан (65,3 млрд руб.), Самарская обл. (61,2 млрд руб.), Ростовская (54,8 млрд руб.) и Нижегородская области (51,8 млрд руб.).

В то же время самые высокие средние цены на приобретаемый автомобиль зафиксированы в Приморском крае (1 млн 483 тыс. руб.) и Сахалинской области (1 млн 415 тыс. руб.). Москва занимает всего лишь шестую позицию (1 млн 251 тыс. руб.). Далее идут Амурская и Еврейская автономная область (1 млн 119 тыс. и 1 млн 113 тыс. руб. соответственно) и Санкт-Петербург (1 млн 086 тыс. руб.). Замыкает Топ-10 Республика Саха (Якутия) – 1 млн 072 тыс. руб.

По данным «Автостата», более половины регионов из Топ-25 в 2013 году увеличили финансовую емкость своих рынков. Больше всех в этом списке нарастила за год Калужская область – изменения составили 31,7%. Серьезный рост по сравнению с 2012 годом показали Башкортостан (+21,9%) и Татарстан (+10,5%), Ростовская область (+7,6%). В Санкт-Петербурге рынок легковых авто в стоимостном выражении прибавил за год 6,3%, рынок Тульской области подрос на 5,2%. Рост больше, чем в целом по России, показали также Воронежская область (+3,7%), Тюменская (+3,2%), Оренбургская (+3,2%), Нижегородская (+3,1%) и Саратовская области (+2,7%).

«Если рассматривать структуру рынков, отличившихся высокой динамикой, то можно отметить свои причины роста для каждого из регионов, – комментирует руководитель отдела аналитики АА «Автостат» Андрей Топтун. – Так, например, в Башкортостане за прошедший год продажи новых легковых автомобилей выросли более чем на 15%, при этом емкость рынка выросла на 22%, что объясняется сокращением доли в региональных продажах бюджетных марок (Lada, Chevrolet и др.) и увеличением доли марок с высокой средней ценой продаваемых автомобилей (Toyota, Volkswagen, Kia). Аналогичная ситуация и в Калужской области, однако темпы сокращения доли бюджетных марок и увеличения доли «дорогих» брендов гораздо интенсивней. Как итог – рекордный рост емкости 31,7%».

Согласно статистике АЕБ, после рекордного 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России падают второй год подряд.

Подпишитесь на «За рулем» в